В Европу прорубить окно. Речное…

Смогут  ли  иностранные  туристы  побывать  в  заповедном  Полесье,  даже  не  затоптав  растений,  которые  пережили  мамонтов…

Смогут  ли  иностранные  туристы  побывать  в  заповедном  Полесье,  даже  не  затоптав  растений,  которые  пережили  мамонтов… 

На противоположном от деревни Дубой берегу «канализованной» Пины — село Кончицы. Попасть туда можно только на пароме, что само по себе для приезжего человека очень интересно. 

Ведь паром движется благодаря физическим усилиям плывущих на нем людей. Но примечательна деревня тем, что расположена на краю уникального биологического заказника с таким же названием «Кончицы», раскинувшегося на площади более 150 тысяч гектаров. Из 316 видов здешних растений 114 являются лекарственными, а 14 занесены в Красную книгу Беларуси. Интересно, что почему-то именно через Кончицкий заповедник проходят миграционные коридоры летучих мышей. А расположенный рядом  биологический заповедник «Изин» знаменит тем, что здесь растет венерин башмачок – так называется болотное растение, пережившее мамонтов. 

Об этих и других досто­примечательностях здешних мест может часами увлекательно рассказывать директор экскурсионно-туристического бюро гостиничного комплекса «Припять» в Пинске Татьяна Хвагина, разработавшая много интересных водных маршрутов по Полесью, некоторые из них окажутся на пути нашей экспедиции. 

Но вернемся пока к месту старта — на гидроузел «Дубое», входящий в систему гидросооружений РЭУСП «Днепробугводпуть». Знаковым совпадением можно считать  тот факт, что в бессистемной на первый взгляд нумерации гидроузлов на всем 250-километровом протяжении Днепровско-Бугского водного пути — от Бреста до Микашевичей — это сооружение числится под № 1. Почему? Все просто. Система нумерации гидроузлов имеет историко-хронологическое объяснение. Гидроузел «Дубое» построен на канале первым еще в тридцатые годы минувшего века,  «за польскiм часам», как говорят полешуки. 

Тут следует пояснить читателям, что, вообще, гидроузлы на Днепро-Буге строились для пропуска водного транспорта. Основное сооружение гидроузла – это шлюз, а попросту говоря, огромная шлюзная камера, где меняется уровень воды при заходе в него судна. При помощи таких камер корабли преодолевают уровни воды в канале. Ведь Мухавец, впадающий в Буг, бежит на запад, а Пина, соединяющаяся с Припятью под Пинском, — на восток. Где-то посередине 85-километрового канала, соединяющего их, проходит водораздел рек Балтийского и Черноморского бассейнов. Идея соединить эти моря посредством рек начала осуществляться еще в 1775 году. К началу следующего века этот путь был проложен, и пинские купцы сплавляли по нему лес аж до Гданьска. Исторические хроники свидетельствуют о том, что на рубеже уже 19 и 20-го веков лес по Припяти шел в некоторых местах сплошным потоком, простираясь на расстояния, недоступные взору. На Запад также шли  баржи, груженные хлебом. Но было предостаточно и других товаров. Водный путь оживил торговлю, дал толчок развитию на его берегах различных производств. 

В Большой советской энциклопедии 1972 года он назван  тупиковым, потому что баржи с криворожской рудой для заводов бывшей ГДР доходили только до Бреста, где перегружались в вагоны. Для того чтобы по воде им можно было идти дальше на Одер и Балтику, необходимо было осуществить шлюзование участков Западного Буга и Вислы. За идею прорубить «речное окно» в Западную Европу брались еще в советские времена, но посчитали, что слишком дорого. 

Сегодня эти расчеты делает не восточная сторона, а Западная Европа. Если посмотреть на карту ее водных путей, то их ненамного меньше, чем автомобильных. Углубив связывающие Рейн и Дунай каналы с целью повышения возможностей судоходства, западноевропейцы проложили от Балтийского до Средиземного и Черного морей сотни водных дорог. У нас, белорусов и украинцев, она всего одна, и судоходная не на всем пути. В том, чтобы задействовать ее и получить выход к Черному морю через Восточную Европу, страны Евросоюза очень заинтересованы. 

Вот почему директор предприятия «Днепробугводпуть» Иван Киевец (на снимке) четыре года тому назад был приглашен в Женеву на  47-ю сессию рабочей группы по внутреннему водному транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Тогда европейское сообщество  выразило готовность профинансировать судоходное обустройство Западного Буга и Вислы в пределах сроков до 2010 года, но при условии, что за это время и мы приведем свой канал в соответствие с мировыми стандартами. Успеем ли? 

«Обязательно!» — уверен директор «Днепробугводпути» Иван Киевец. Эта уверенность появилась после реконструкции именно гидроузла «Дубое», которую провели всего лишь за два года, тогда как первый современный гидроузел  «Новосады» в Жабинковском районе строили пять лет. В следующем году суда водоизмещением свыше тысячи тонн, типа «река-море», сможет пропускать гидроузел в Кобрине, реконструкция которого уже идет, на очереди строительство такого же сооружения под Брестом. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter