В этом фильме все - главные герои

В официально отселенной деревне Бартоломеевка Ветковского района, где осталось 7 самоселов, к киносъемкам давно привыкли.
В официально отселенной деревне Бартоломеевка Ветковского района, где осталось 7 самоселов, к киносъемкам давно привыкли. Говорят, иностранцы с камерами чуть ли не каждый месяц наезжают. Поэтому здесь всем уже поднадоело вспоминать совместную с ирландцами экспедицию американского режиссера Мэриэнн Делио, появлявшуюся в чернобыльской "кинодеревне" в 2001 и 2002 годах. А к новости о том, что могли стать героями документальной ленты "Сердце Чернобыля", получившей на днях премию "Оскар", и вовсе отнеслись спокойно: "Все равно фильм не увидим - в домах нет ни электричества, ни телевизоров".

В Гомеле тем временем многие ломают головы: как это не заметили съемки "оскаровского" фильма? О своей причастности к престижной премии в Гомельской области узнали самыми последними - из телесюжетов. Более того, и сегодня не знают, какая из ирландских делегаций все-таки вела "оскаровские" съемки в загрязненных районах - та, что была в 2001 - 2002 годах, или та, которая приезжала в октябре 2003 года. Обе группы из Ирландии заявляли о том, что планируют снять документальный фильм.

- К нам ведь очень много заявок такого рода поступает, - рассказывает начальник отдела областного управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Галина Акушко. - Как правило, иностранцы приезжают с кинокамерами, проводят съемки, и как они потом используют этот материал, редко кто сообщает. Но география посещений практически одна и та же: зона отчуждения, радиационный заповедник, отселенные деревни, больницы, Чернобыльская АЭС.

Кстати, гомельчанам больше запомнилась последняя ирландская группа. И не потому что "свежо предание", а по чрезвычайному происшествию, которое приключилось с кинооператором Дунканом Стеффардом. В Брагине оператор решил сделать съемку с высоты дерева, откуда крайне неудачно и упал. В итоге его оперировали хирурги районной больницы Валерий Синянский и Владимир Скульбедов. На койке послеоперационной палаты ирландец провел два дня, после чего санитарной авиацией был переправлен в Гомель, а потом в Ирландию. Правда, за свое лечение (а это 1.706 долларов) кинооператор пока не рассчитался с брагинскими медиками. Но обещал приехать с благотворительной миссией в апреле и всеми силами помочь больнице.

Впрочем, как выяснилось при близком рассмотрении, пострадавший Дункан Стеффард к "Оскару" никакого отношения не имеет. В этом нас окончательно убедила сотрудничающая с ирландской стороной директор представительства ООО "Чернобыльский детский проект в Беларуси" Наталья Жук. Минчанка лично сопровождала группу, в составе которой в Беларусь приехала американский режиссер Мэриэнн Делио.

- Насколько мне известно, Мэриэнн обратилась к нашим ирландским партнерам - руководителю организации "Чернобыльский детский проект" Эди Роуч - с просьбой организовать поездку по районам, пострадавшим от чернобыльской аварии. Для этого мы прошли все необходимые согласования. При нашей личной встрече с Делио в 2001 году она рассказывала, что ей в этой теме кажется важным: несправедливое забвение, которому предается чернобыльская катастрофа. Последние съемки на Гомельщине (Мэриэнн сама работала с камерой) были сделаны в ноябре 2002 года.

Наталья Валентиновна припоминает, что командировки в чернобыльскую зону длились по неделе. Пока организация развозила гуманитарный груз, американка снимала рабочий материал. За два года режиссер "Сердца Чернобыля" побывала в Брагинском, Ветковском, Жлобинском районах. По 30-километровой зоне отчуждения американо-ирландскую группу сопровождал командир отделения по охране территории радиационного загрязнения по Брагинскому району Сергей Наумов. Сергей Владимирович говорит, что ничем особенным эти иностранцы не выделялись. Разве что стали первыми в его 10-летней практике, имевшими при себе специальную одежду. Раньше Наумов такого не видел.

- Мы когда въехали в отселенный поселок Солнечный, а это пустующие многоэтажные дома - иностранцы всегда их снимают, - они тут же достали пакеты и переоделись в белые комбинезоны, на ботинки натянули клеенчатые тапочки, на себя - респираторы. В этом месте радиация приличная. Где-то 0,400 - 0,500 микрорентген. У них были свои дозиметры. Помню, что за первый день они не успели все сделать. Так что пришлось остаться на второй. Никаких специальных маршрутов я для них не выбирал.

В больницах Гомеля Мэриэнн Делио встречалась с больными детьми. Объездила практически все районы Минска, куда переехали жители Гомельской и Могилевской областей. Работала в гомельском и минском роддомах. Много материала было отснято во время бесед с "чернобыльцами"-ликвидаторами, которые стали постоянными пациентами больничных палат. Жители Бартоломеевки говорят, что съемочная группа ходила по убогим и пьющим, инвалидам и старикам. Когда делили гуманитарные конфеты и раздавали их детям - тоже снимали.

- Мне трудно сказать, что могло войти в этот фильм. Мэриэнн Делио, с которой мы поддерживаем постоянный контакт по электронной почте, лишь писала о работе над ним, - говорит Наталья Жук. - А вот подробности не открывала, поскольку по условиям премии "Оскар" не имела права этого делать. Как только мы узнали о победе, сразу же поздравили.

По просьбе "СБ" в своем следующем письме Наталья Жук обязательно спросит, есть ли у "оскароносного" режиссера планы приехать еще раз в чернобыльские районы и показать свою работу в Беларуси. Быть может, мы ничего нового о себе не узнаем. Зато узнаем, какой после этой ленты мир увидел чернобыльскую трагедию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter