Эксперт: задача нарастить объемы экспорта продовольствия, обеспечивая при этом внутренний рынок, выполнима

В экспорте не потеряем, даже прибавим

Финансово-экономическая война, а иначе и не скажешь, которую Запад развязал против Беларуси, имеет цель создать дефицит товаров, ослабить предприятия, остановить экспорт продовольствия. Резервы, возможности противостоять этому у нас есть. На днях Президент подписал Указ «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Это, кстати, ответ скептикам: Правительство знает, что и как делать в сложившейся ситуации. Указом предусматривается дополнительная поддержка организаций реального сектора экономики, жилищного строительства, субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих продукцию на экспорт или производящих импортозамещающие товары. Санкции — это еще и возможности. Об этом на недавнем совещании в Витебской области сказал Александр Лукашенко: «Западные санкции — это возможность укрепиться на рынках, особенно российском».  

Поставка белорусской продукции в КНР.
Фото  БЕЛТА

Как перестраивает работу в нынешней ситуации отечественный АПК, рассказала начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ксения МЕЛЕШКО.

— Перед агропромышленным комплексом страны стоит задача наращивать объемы экспорта продовольствия, обеспечивая при этом внутренний рынок отечественными продуктами питания. Она выполнима, так как по основным видам продукции животноводства и растениеводства прогнозируется рост производства. К тому же, по оценкам международных организаций, цены на мировых рынках будут расти. Уже в январе 2022 года получили положительную динамику: экспорт продовольственной продукции увеличился на 27 процентов и составил 557,8 миллиона долларов, прирост валютной выручки — 118,5 миллиона долларов.

Показатели говорят о высоком спросе на наше продовольствие. Торгуем более чем с сотней стран. Есть государства, которые могут импортировать еще больше продукции в сравнении с фактическими поставками из нашей страны. Поэтому переориентация товарных потоков в случае необходимости — реализуемая задача. Для примера: емкость рынка других стран СНГ, кроме России, позволяет увеличивать поставки, так как доля белорусских молочных продуктов в их импорте достигает только около 35 процентов. А импорт молочной продукции Китая в девять раз превышает импорт стран СНГ (без России).

В нынешней ситуации мы вынуждены были переориентировать экспортные потоки из Украины на другие рынки, преимущественно в страны СНГ. По итогам 2021 года поставили продовольствия в Украину более чем на 240 миллионов долларов, доля в общем объеме экспорта — 3,6 процента. Несмотря на объем, проблемных вопросов с перенаправлением нет, так как, повторю, белорусские продукты питания востребованы и находят своего потребителя. Кроме того, товарная структура поставок в Украину сопоставима со структурой потребления в странах ближнего зарубежья. Но нам не хотелось бы терять украинский рынок, он остается для нас одним из приоритетных. Надеемся, экспорт в Украину в ближайшей перспективе будет восстанавливаться.

Сейчас усилия отечественного АПК сосредоточены на наращивании объемов поставок на рынки основных торгово-экономических партнеров. В первую очередь российский. В 2021 году туда экспортировали продовольствия на 4,8 миллиарда долларов, рост — 12 процентов к 2020-му. Потенциал для наращивания объемов есть в сферах животноводства и растениеводства.

В Китай (второй после России крупный покупатель белорусской мясо-молочной продукции) в прошлом году поставили продовольственных товаров и сельхозсырья на 366,1 миллиона долларов. Рост на 47,9 процента к 2020 году, а к 2016-му — в 70 раз. Отгружаем широкий ассортимент. В том числе говядину в разделанном виде, мясо птицы, сухое молоко и сухую молочную сыворотку, цельномолочную продукцию, шоколад и кондитерские изделия. По линии Минсельхозпрода аккредитовано 119 белорусских организаций, которые поставляют продукцию в КНР. В прошлом году еще семь молокопроизводителей включили в реестр КНР для поставок продукции, пять — расширили аккредитацию: у них появилась возможность отправлять более широкий ассортимент. Кроме того, разрешение работать на китайском рынке есть у двух предприятий по производству мяса птицы и одного — говядины.

У белорусских экспортеров есть все условия для увеличения продаж в Китай: наличие сертификации, рост импорта, отработанные схемы поставок. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, уровень самообеспечения Китая в перспективе будет ниже 100 процентов как по молочной продукции, так и говядине. У нас будет возможность занять эту нишу.

Благоприятные условия складываются и на рынках дальней дуги. Белорусские продукты питания поставляются в 34 страны Азиатского региона и 19 стран Африки. Вырос экспорт в страны Персидского залива. Добавлю, что сейчас ветеринарные службы Беларуси и Алжира работают над согласованием формы сертификата, который открыл бы нам доступ на молочный рынок этого государства — крупного потребителя молочной продукции. 

veselukha@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter