Мировой продовольственный кризис, вызванный резким ростом цен на продукты питания, ставит перед нелегким выбором большинство стран мира. Президент Всемирного банка Роберт Зеллик заявил в ООН, что продовольственный кризис возник в связи с ростом цен на энергоносители, нехваткой инвестиций в сельское хозяйство, ростом спроса, а также недостатками международной торговой системы и изменяющимися климатическими условиями.
Как же в данной ситуации выглядят белорусские сельхозпроизводители, которым оппозиционеры образца 90-х годов прошлого века настойчиво рекомендовали сложить руки и пойти по всему миру в поисках продуктов питания? Упоминание, что дальновидная и грамотная политика государства может сделать Беларусь одним из европейских экспортеров продовольствия, воспринималось чуть ли не с издевкой.
Мой собеседник начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Яков Пустошило считает, что минувший год для отечественных экспортеров сельскохозяйственной продукции сложился весьма удачно. Отдельные виды сельхозпродукции, как, например, сухое молоко и казеин, молочная сыворотка, кожевенное сырье, поставлялись в 54 страны мира. В частности, Иран сегодня покупает сухое цельное и сухое обезжиренное молоко, масло, а также говядину, подготовленную в соответствии со всеми обязательными требованиями вероисповедания. Сухое обезжиренное молоко со специальным брендом поставляется в Ирак, более 200 тонн сухого цельного молока поставлено потребителям Венесуэлы. Кстати, следует напомнить, что подогреваемая США пропаганда пыталась через оппозиционную латиноамериканскую прессу подбросить в белорусский продукт ложку дегтя, мол, продукция, поступившая в Венесуэлу из Беларуси, не соответствует качеству. Когда же венесуэльцы провели независимую экспертизу, то оказалось, что на поверку белорусский продукт более высокого качества, нежели аналогичная продукция ряда латиноамериканских стран.
В 2008 году перед отечественными экспортерами стоят масштабные задачи: на экспорт будет поставлено 68 процентов молочной и 24—25 процентов мясной продукции. Среди товаров, поставляемых на экспорт, будут также яйцо куриное, мясо птицы и мука. Запланированные на нынешний год темпы роста экспорта отечественной сельхозпродукции составят 117 процентов, 88 процентов продукции будет реализовано в рамках Союзного государства в соседнюю Российскую Федерацию. Причем основным потребителем продовольствия (более 34 процентов) выступит Москва, административные округа которой становятся надежными партнерами белорусских сельхозэкспортеров. Согласно договору, заключенному с департаментом продовольствия российской столицы, будет увеличен внебиржевой экспорт сыров, цельномолочных продуктов, сухого молока. Последние годы ознаменованы расширением экспортных поставок в еще один российский мегаполис — Санкт-Петербург, и в первую очередь благодаря взаимодействию в рамках Совета делового сотрудничества. В нынешнем году бизнесмены с берегов Невы посетили слуцкие сыродельный и мясокомбинат и остались удовлетворены качеством предложенного на экспорт продовольствия.
Начальник Главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Яков Пустошило считает, что в текущем году будет увеличен не только экспорт мясного сырья, но и готовых мясных изделий, колбас, тушенки, фасованных сыров и масла. Важную роль в наращивании экспорта сыграли реклама и грамотно поставленная маркетинговая политика ведущих предприятий перерабатывающей отрасли. Невзирая на искусственно создаваемые барьеры, отечественные экспортеры сельхозпродукции не оставляют без внимания потребительский рынок Европейского союза. Такие предприятия, как березовские мясокомбинат и сырзавод, а также ОАО «Савушкин продукт», готовят производства к аттестации на соответствие требованиям стандартам Евросоюза.