В его руках глина «поет»!

Владимир Безруков родом из подмосковного Пушкина. Отслужив офицером в Бобруйске, устроился работать в Березинский биосферный заповедник. Работал там рабочим, строителем, фотолаборантом. Много чего отснял на пленки, теперь сканирует их, снимки помещает в Интернете.

Владимир Безруков из Ушачей сам себя сделал творцом.

Владимир Безруков родом из подмосковного Пушкина. Отслужив офицером в Бобруйске, устроился работать в Березинский биосферный заповедник. Работал там рабочим, строителем, фотолаборантом. Много чего отснял на пленки, теперь сканирует их, снимки помещает в Интернете.

36 лет он вместе с женой Еленой Константиновной живет, как в сказке, в ушачском Ореховно. Сюда перетянул его местный агроном. Нужны были хозяйству строители. Вот и перебрался из Березинского заповедника, тем более что жилья там не было. И дом себе построил здесь. Правда, говорит, строила его колхозная бригада, но проект дома он сам начертил и принимал непосредственное участие в его возведении. Особняк получился добротный, двухэтажный, с необходимыми подсобными помещениями и рабочей мастерской.

Тяга к творческому мастерству передалась ему от предков. Мать — прекрасная швея. И сейчас, в 84 года, иногда выполняет заказы. Отец и дед тоже шили. В армию отец ему шинель парадную сшил, и в Пушкино для командного состава тоже. Все родственники в России, только Владимир полюбил ушачские края, да так и остался здесь.

— Когда приехали сюда, а было это в 1981 году, — вспоминает он, — на территории колхоза был кирпичный завод. А я к тому времени уже присматривался к гончарству, покупал игрушки керамические и пробовал сам делать. Приобретал специальные книги. Так познавал и открывал таинства нового для себя дела.

По большому счету Безруков не знал белорусской культуры, ее корней. Поэтому изучал ее по историческим книгам. Это и “Древние сокровища мира”, скориновские книги, и даже книга “Память” (раздел по археологии) помогла ему лучше понять местный уклад жизни ушачан. Энциклопедические книги «Глина и керамика», «Скульптура», «Беларускі арнамент. Ткацтва. Вышыўка” и сейчас всегда у него под рукой. А еще книги по чеканке, резьбе по дереву, кузнечному и гончарному делу. В деревне, говорит, все надо уметь.

Позже, когда в районном отделе культуры узнали про способности Безрукова, послали его на двухнедельные специальные курсы гончаров в Витебск. Творить начал с большим азартом и лучшим результатом.

Сначала он победил в конкурсе фотографии, который проводился в Минске. В 1987 году побывал на “Осеннем кирмаше” в Витебске. Там он раздаривал свои керамические игрушки.

Безруков — активный участник художественной самодеятельности. Хорошо играет на гитаре и других музыкальных инструментах. А еще постоянный участник “Славянского базара”, Дней письменности. С 2002 года он в Белорусском союзе мастеров народного творчества.

Теперь в его богатой коллекции имеются различной формы кувшины, сосуды, изящная гончарная посуда... Глину использует местную. Она, говорит, жирная, очень подходит для столовой посуды.

Он — неоднократный победитель республиканских праздников “Гончарный круг”. Вспоминает, как на одном из них маститые гончары все крутились возле его коллекции, выспрашивали, как ему удается придавать гончарным изделиям необычный металлический блеск. А один профессор Академии художеств в беседе с ним был уверен, что он учился у них. Когда узнал, что Безруков большей частью самоучка, был поражен его талантом.

— Но это мой секрет. Мое нажитое, открытое с годами искусство, — удовлетворенно говорит мастер. — Стушишь в таком котелке картошку со шкварками — настоящее вкусовое наслаждение. Или чай заваришь в сделанном тобою чайнике — ароматный получается, насыщенный, долго остается горячим.

Под его руками глина поет. Не зря же ему было присуждено первое место на пленэре “Традыцыйнасць і арыгінальнасць ганчарства”, который так и назывался — “Гліна спявае”.

— У него природная одаренность, — сделала вывод начальник отдела культуры Ушачского райисполкома Татьяна Малак, которая и привезла меня к этому народному умельцу.

Жена Елена Константиновна привела изречение одного китайского философа, который говорил, что надо делать то, что нравится, и тогда ты не будешь ни дня работать. И Безруков действительно не работает, он творит, мастерит. Его душа поет от радости, от наслаждения, от предвкушения рождения чего-то нового и великолепного.

На стене я обратила внимание на необычный предмет.

— Это — мой собственный лук, — пояснил он. — В молодости я очень хотел его иметь. Но стоил он тогда дорого — 124 рубля. Недавно я все-таки решил его смастерить. Но нигде не нашел, как его делать. И в Интернете искал, да все тщетно. Тогда из клена и березы я сотворил плечо лука, глядя на заводской. Но думаю, что его все же надо делать из бамбука.

Творческую жилку от отца унаследовала дочка Наташа. Уже в пятом классе из глины лепила игрушечных зверей. Даже на велосипед себе заработала. Сейчас она в Минске работает дизайнером.

Жена Елена Константиновна на пенсии. Теперь, говорит, увлеклась книгами по нетрадиционной медицине, психологии и философии.

Владимир Иванович показал мне печь обжига, которую он смастерил из бывшей АВМ. В его мастерской витает дух творчества. Он много выполнил заказов для районных коммунальщиков, для церкви...

Тамара ЯЦКЕВИЧ, “БН”
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter