Что показывают в программе «Вёсачка» на Беларусь-2

В эфире – «Вёсачка»

Почему ее герои караулят ведущую Светлану Губарь, а оператор Андрей Белятко захотел стать дояром и где режиссер Андрей Полещук ищет трели соловья и топот копыт



ПРОГРАММУ «Вёсачка» телерадиокомпании «Гродно» жители региона смотрят по пятницам в 18.15 уже два года. За это время в объектив съемочной группы канала попали более  пятидесяти деревень, агрогородков и хуторов. А героями становились простые люди с интересной судьбой. На этот раз за очередным сюжетом Светлана  ГУБАРЬ  и Андрей БЕЛЯТКО отправились в деревню Квасовка Гродненского района, чтобы рассказать, как проходит день оператора машинного доения молочно-товарной фермы «Квасовка» СПК имени Кремко Людмилы ЛЯСОТА. «Телерадионеделя» заглянула на съемочную площадку проекта и понаблюдала за его созданием. 

В ПУТЬ отправляемся на машине телевизионщиков. Из необходимых атрибутов — съемочная камера, микрофон-петличка и хорошее настроение ведущей и по совместительству редактора программы Светланы Губарь. По задумке автора, предстоит показать один день из жизни доярки: как Людмила приезжает на работу, как проходит ее рабочий день, чем занимается на досуге. 

Светлана Губарь знакомит меня по пути с предысторией создания программы:

— Наш проект больше о сельчанах, нежели о самих населенных пунктах.  До «Вёсачкі» шесть лет я работала над проектом «Карані» о белорусах заграницы. Очень часто приходилось выезжать в Польшу и готовить сюжеты о жителях приграничья. Там встречала много наших земляков, которые сохранили язык и уклад жизни. За это время  вдохновилась этой темой и подумала, почему бы не сделать программу о наших деревнях, где тоже можно найти незаурядных людей.

— Как ищете героев для «Вёсачкі»?

— Связываемся с сельсоветами, домами культуры, школами. Сегодня, к примеру, расскажем о рукодельницах, а завтра – о фермерах. Недавно снимали сюжет о сельчанине из деревни Барбаричи, который построил дом из соломы и глины – экожилье. Кроме того, он организовал у себя интерактивный экосад, где на нескольких гектарах земли соседствуют музей варенья и сад вдохновения. Это неглубокая яма, обложенная зеркалами, внутри горшки с разными экзотическими растениями. Посетитель спускается в сад и наслаждается открывшимся видом – зеркала отражают «зелень», что положительно влияет на настроение. А в последний раз снимали виноградаря, у которого настоящая плантация – около сорока сортов. Кроме винограда, выращивает инжир и маракуйю. Школы многие снимаем – в деревне Лойки учитель белорусского языка и литературы с нуля создала музей по возрождению шляхетских усадеб. Школьники находят родственников былых хозяев, списываются с ними. Да в какую деревню ни загляни, везде интересные люди. О них-то мы и рассказываем.

Ведущая — Светлана ГУБАРЬ

— Как реагируют сельчане на камеру?

— Сельские жители – скромные, застенчивые. Бабушки камеры боятся меньше всех остальных. Попозируют минуту-две, а потом словно забывают, что их снимают, и без умолку рассказывают о деревне. А вот люди среднего возраста немного тушуются, стараются показаться интеллигентными. Зато после того как видят себя по телевизору, благодарят. Некоторые герои даже караулили меня у студии, чтобы передать банку варенья или меда. Это очень приятно. 

НАКОНЕЦ, наша машина лихо заворачивает к ферме, где и будут проходить съемки. Знакомимся с будущей героиней программы. Людмила Лясота вместе с семьей лет десять назад перебралась из Свислочского района в Гродненский в поисках лучшей доли. Устроилась на ферму, от хозяйства получила благоустроенную квартиру. Довольна: «Теперь живу как в сказке. Зарплату выплачивают вовремя, жильем обеспечена». 

Тем временем оператор Андрей Белятко настраивает технику — устанавливает камеру на штатив, включает свет, ведущая цепляет героине микрофон и объясняет, как себя нужно вести в кадре: «Смотрите в объектив и легко и непринужденно описывайте процесс дойки. Если запнетесь, можете фразу повторить еще раз». Инструктаж проведен, можно начинать. Немного тушуясь, героиня приступает к делу: «Сначала нужно обработать вымя коровы. Затем первые струйки сдоить и только потом подключить аппарат». «Стоп, этот эпизод снят», — командует ведущая. Пока оператор снимает крупные планы, Людмила рассказывает, почему решила переехать: «В Свислочском районе устроилась швеей, но зарплата небольшая, а у меня  двое сыновей, на ноги их нужно поставить. Вот и перебрались сюда. Зарабатываю отлично – восемь миллионов рублей в месяц выходит». Услышав это, оживляется оператор Андрей: «А вам дояры не нужны? Я готов хоть сегодня приступить (смеется. – Прим. авт.)». Начальник молочно-товарного комплекса Александр Власик не советует: «Работа очень тяжелая – постоянно на ногах, вставать рано… Да и не принято у нас как-то, чтобы мужчина коров доил». 

Когда процесс дойки отснят, перемещаемся в гардеробную. Людмила рассказывает об «экипировке» каждой доярки. Уже на улице снимаем момент, когда за героиней приезжает микроавтобус, который выделило хозяйство, и забирает домой. Все сюжеты, кстати, получаются с первого дубля: Людмила в кадре держится хорошо.

Режиссер Андрей ПОЛЕЩУК «сводит» сюжеты программы

Теперь отправляемся к героине домой. Здесь Людмила расцветает – рассказывает о своих увлечениях, показывает семейные фотографии, хвалит супруга, который в квартире все делает своими руками. «В родных стенах, как показывает опыт, человек раскрепощается, ведет себя непринужденно», — комментирует Светлана. 

«Снято! — командует оператор. — Пакуем камеру». Вся работа занимает у нас около двух часов.  Однако в эфир попадет всего лишь двадцатиминутный сюжет. Съемки закончены, можно и отдохнуть. Но Светлана не расслабляется, ведь работа над программой только начинается. Видео предстоит смонтировать, подобрать музыку и т.д.

«Вёсачка», кстати, не единственная программа, которая будет интересна сельскому жителю. Заведующая отделом производства телепрограмм Гродненской ТРК Татьяна Сидоренко говорит, что много познавательного для себя сельчанин найдет и в других проектах:

— Это «Вопрос здоровья», «Открытый вопрос», когда в прямом эфире эксперты из разных областей знакомят зрителей с нововведениями в законодательстве, разъясняют спорные вопросы. Программа «В объективе натуралиста» — о природе разных уголков нашей страны, «Каложский источник» — для верующих. Кроме того, на прошлой неделе у нас запустился собственный региональный канал Беларусь 4. Гродно. До этого времени мы выходили на телеканале Беларусь 2 и транслировали свой контент только несколько часов в сутки. С появлением своего канала и возможностей для творчества стало больше. С нового года у нас стартует очередной сезон, предложим на суд зрителей новинки собственного производства.

РЕДАКТОР предлагает показать телевизионную кухню, невидимую зрителю. В одном из кабинетов над чем-то колдует режиссер Андрей Полещук. Именно отсюда выходит конечный продукт, а проект получает нужную огранку.

 Людмила ЛЯСОТА демонстрирует оператору Андрею БЕЛЯТКО
свои кулинарные способности

— Но ведь материала у нас на два часа, а программа занимает двадцать минут? — недоумеваю.

Оказывается, отбором самого интересного занимается именно ведущая. Затем из этих кусков режиссер и составляет цельную картинку. Светлана Губарь после съемок обрабатывает отснятый материал, находит нужные синхроны и посекундно расписывает план-схему того, что наговорил герой программы. Именно по этой заготовке и работает режиссер. 

— Сначала нужно выставить синхроны, — проводит мастер-класс по режиссерскому делу Андрей Полещук. – Синхрон – это мини-интервью. Слово в лексиконе телевизионщиков появилось давно, когда программы снимали еще на кинокамеры. Тогда картинка записывалась отдельно, а звук «фиксировал» специальный магнитофон с бабиной. Когда  начиналась запись программы, на магнитофоне шел звуковой сигнал, а на кинопленке начало съемки отмечалось значком, предположим, звездочкой. Затем монтажер на столе раскладывал кинопленку и звуковую дорожку и искал метку и звуковой сигнал. А потом синхронизировал их по одной линии, чтобы артикуляция человека совпадала со звуком, то есть была синхронной. Современная аппаратура пишет, конечно, все одновременно. 

Подбором музыки тоже занимается Андрей. Характер мелодии зависит от героя и темы программы – это может быть что-то лирическое или, наоборот, более динамичное. Если герой женщина, подойдут клавиши, если мужчина – гитара. Затем режиссер приступает к выравниванию фона. Когда голос собеседника нечеткий, например, шел дождь и микрофон был спрятан под одежду, его нужно сделать более звонким. 

— Сначала мне нужно выставить всю программу, найти, если нужно, недостающие звуки. Если, например, герой рассказывает о лошади или пении птиц, нужно подобрать соответствующую звуковую подложку. База звуков есть в интернете, там можно собрать настоящую библиотеку мелодий. Поверх я накладываю картинку. Закадровый текст следует заполнить соответствующей картинкой. Для этого и существуют крупные планы, которые закрывают такие «дырки», — поясняет режиссер. 

Когда программа смонтирована, ее отсматривает редактор. Раньше знакомился с роликом и инженер, который обращал внимание не на творчество, а на техническую составляющую. Бывало, что титры, размещенные в нижнем правом углу, наполовину обрезались. Сейчас такой практики нет.

Светлана ГУБАРЬ готовит к записи Александра ВЛАСИКА

— Сколько времени занимает процесс монтажа?

— Два дня. В первый я знакомлюсь с материалом, делаю так называемый каркас – выставляю то, что написано, в один ряд. После этого мне хочется осмыслить программу,  сформировать образ, чтобы правильно подобрать музыку. Только тогда могу со спокойной совестью заниматься обработкой.

После утверждения редактором готовый сюжет займет свое место в информационном блоке канала Беларусь 2.

bizyk@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter