В эфир выходил... «Зефир»

ИСТОРИКИ признают: период «холодной войны» — время переломных для человечества событий, к которым причастны тысячи легендарных личностей, еще столько же остались в архивах и ждут своего времени, чтобы явить миру примеры подвига и героизма. Минувший год перевернул еще одну страницу и в истории Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, открыв имя легендарного разведчика, уроженца Беларуси, Михаила МУКАСЕЯ.

Почти сорок лет под такими позывными скрывался неуловимый советский разведчик, уроженец Беларуси Михаил МУКАСЕЙ.

ИСТОРИКИ признают: период «холодной войны» — время переломных для человечества событий, к которым причастны тысячи легендарных личностей, еще столько же остались в архивах и ждут своего времени, чтобы явить миру примеры подвига и героизма. Минувший год перевернул еще одну страницу и в истории Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, открыв имя легендарного разведчика, уроженца Беларуси, Михаила МУКАСЕЯ.

К сожалению, Михаил Исаакович скончался 19 августа 2008 года в Москве. И о его жизни и секретной работе стало известно лишь после того, как Служба внешней разведки Российской Федерации приоткрыла свои архивы. А на его родине — в деревне Замостье Слуцкого района Минской области — прошла встреча с родственниками легендарного разведчика, состоялось открытие Памятной доски в школе деревни Замостье и была представлена  экспозиция в краеведческом музее Слуцка.

Краткую информацию о жизни и деятельности предоставил Центр общественных связей и информации КГБ Республики Беларусь. Накануне профессионального праздника контрразведчикам было вдвойне приятно осознавать, что имена тех, кто героически сражается на невидимом фронте, не подлежат забвению.

Михаил Мукасей родился 13 августа 1907 года в семье, где мужчины были потомственными кузнецами. Однако династия не удержала: в 18 лет он уехал в Ленинград, где был принят на работу на Балтийский судостроительный завод. Затем поступил в Ленинградский университет, после окончания которого его откомандировали в Ленинградский восточный институт. Там Мукасею пришлось изучать иностранные языки, в том числе английский и бенгальский. Именно в те годы он и познакомился со своей будущей женой, соратником по дальнейшей разведывательной работе — Елизаветой Емельяновой.

В тридцатилетнем возрасте Мукасей стал сотрудником службы внешней разведки СССР. В 1937 году учился в школе Разведывательного управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

В годы Великой Отечественной войны молодой разведчик находился в Лос-Анджелесе в качестве советского вице-консула. В то время американская творческая элита проявляла интерес к советской культуре, поэтому Посольство СССР проводило для нее кинопросмотры, концерты, коктейльные вечеринки. Михаил Мукасей наладил знакомство со всеми местными знаменитостями: в числе его друзей значились кинозвезды, музыканты и писатели, такие, как Уолт Дисней, Теодор Драйзер, Сергей Рахманинов, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, Чарльз Спенсер Чаплин. Михаил водил дружбу и с кинорежиссером Борисом Морозом, который официально являлся советским резидентом в США. Впоследствии Мороз сдал ФБР многих из своих коллег по резидентурной сети. К счастью, Михаила Мукасея к тому времени в США уже не было.

Москва получала из Соединенных Штатов Америки порой важнейшие сведения, которые Мукасею удавалось добывать через своих знаменитых информаторов. Так, например, в 1939 году он отослал в СССР предупреждение о том, что Япония готовится вступить в войну против СССР, но на ближайшее время решимость японских лидеров вызывает большие сомнения. Эти сведения были получены из самого надежного источника. Чарли Чаплин был знаком с Элеонорой Рузвельт, женой президента США, и получил эту информацию, что называется, из первых рук. Несколькими неделями позже сведения подтвердились донесением другого легендарного разведчика — Рихарда Зорге, работавшего непосредственно в Токио. В благодарность за доставленную информацию — хотя официальным поводом стала известная фраза Чаплина о том, что он любит советских людей, советских детей и даже советских животных, — вице-консул подарил американскому комику бурого медвежонка Чарли. Подарок произвел на Чаплина неизгладимое впечатление, и медвежонок жил в доме актера довольно долго, пока не превратился во взрослого медведя, после чего его отправили в зоопарк.

Работа разведчика часто требовала риска. Ведь в задачи Михаила Мукасея входила связь с резидентами: он должен был обеспечивать им беспрепятственный въезд на территорию Соединенных Штатов, а, когда требовалось, то и помочь выехать из страны. Однажды для этого пришлось даже организовать на борту советского парохода прием с участием голливудских звезд. Разведчик-нелегал, за которым по пятам шли агенты ФБР, легко затерялся в толпе, и ищейки остались с носом. Расчет Мукасея был верен: не станет же ФБР допрашивать знаменитостей на советской территории.

Михаил Мукасей с женой, скрываясь под позывными «Зефир» и «Эльза», проработали в США, Европе и Израиле почти сорок лет. В 1977 году супруги вернулись в СССР. Позади были сотни выполненных заданий, тысячи присланных  донесений.  Кроме  выполнения сверхсекретных поручений, Михаил и Елизавета осуществляли еще и общее руководство советской региональной резидентурой в Европе. Вся информация от резидентов стекалась к ним, обрабатывалась и передавалась в Центр. За это время супруги несколько раз были на грани разоблачения. Например, швейцарские газеты много писали о радиопередатчике, который якобы удалось запеленговать контрразведке. Не добавляли оптимизма и обыски в домах по соседству. Но все обошлось. После Швейцарии был Париж, где коллега Михаила и Елизаветы умирал от рака. Они несколько лет прожили во Франции, заменив скончавшегося разведчика и выполняя его работу…

После возвращения в Москву Михаил и Елизавета Мукасей занялись подготовкой нового поколения резидентов, написанием книг и пособий для разведшколы. Их ученики работали — а может быть, работают и сейчас — во многих странах мира. За заслуги Михаил Мукасей был награжден многими орденами и медалями. В их числе — ордена Красного Знамени и Красной Звезды, орден святого князя Александра Невского I степени, медаль «За боевые заслуги». Кроме того, за выдающийся вклад в обеспечение безопасности страны Михаил Мукасей был удостоен золотой медали и премии имени Юрия Андропова.

…Легендарный советский разведчик скончался в возрасте ста одного года. Он умер в своей квартире в Москве, в присутствии жены Елизаветы, с которой за семьдесят шесть лет совместной жизни и работы чуть ли не в буквальном смысле прошел огонь, воду и медные трубы.

Игорь КАНДРАЛЬ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter