Кто толкает Европу в пучину гражданского противостояния?

В двух шагах от катастрофы

Последние пару десятилетий слово «кризис» рисовало перед глазами две картинки. На одной жители Африки, Азии или Латинской Америки, получив очередной удар судьбы в виде дефолта, перебоев с поставками продуктов питания или чего-то подобного, выходят на улицы, жгут машины и штурмуют административные здания. На другой — сытые европейцы и американцы картинно заламывают руки, вынужденные отказаться от второго автомобиля в семье или экономить на ежедневном походе в ресторан. У каждого, как говорится, свой кризис.

Но времена меняются, и у «золотого миллиарда» появился уникальный шанс испытать на себе все то, что ранее они видели лишь на снимках фотографов и в жутких сюжетах телекомпаний. Глобальный кризис, вызванный рядом причин, довольно неожиданно для западного обывателя постучался к нему в дом, и вполне естественно, что люди на обоих берегах Атлантики пытаются найти ответ на извечные вопросы «кто виноват?» и «что теперь делать?».


Идиотократия как диагноз

О том, почему все получилось так плохо, народам европейских стран и Соединенных Штатов могли бы рассказать их политики. Но в развитых демократиях сейчас не принято общаться с народом напрямую, да и правда, какой бы неприглядной она ни была, тоже не в моде.
Например, пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер на каждом брифинге уверяет журналистов, что никакой рецессии в США нет, а на весьма резонные возражения о том, что экономический спад длиной в два квартала — это и есть всамделишная рецессия, дает все более странные ответы.
Не отстает от звездно-полосатых коллег и европейский истеблишмент. Осознавая приближение холодной зимы и рискуя остаться без российского газа, практичные немцы изобретают способ ужать траты электроэнергии. Правда, политики забывают, что их обязанность состоит в защите интересов своего народа, а не в слепом следовании приказам из сияющего града на холме.
Пока же очевидно, что вместо реальных мер по выходу из кризиса предпринимаются лишь шаги, все глубже загоняющие туда ряд стран с не самыми худшими в мире экономиками.

Восстание тракторов

Европейцы чувствуют приближение серьезных неприятностей: в Польше с полок неожиданно пропал весь сахар, а когда в отдельные магазины его все же завезли, то прыгнувшая до небес цена ошеломила покупателей. Однако без сладостей, как ни крути, прожить можно. Оттого ажиотаж не привел к «сахарным» бунтам.
А вот в других европейских странах уже не до шуток. Там фермеры, возмущенные ущемлением своих прав, начинают действовать все более жестко.
Аграрной Вандеей за последние два месяца стали Нидерланды. Протесты начались здесь после того, как правительство Марка Рютте издало новые предписания по сокращению выбросов азота в атмосферу, под которые попал и навоз, давно заменивший многим фермерам минеральные удобрения. Для них это был удар ниже пояса — перед 30 процентами хозяйств встал призрак скорого разорения. Министр по делам природы и азота Кристианна ван дер Валь предложила аграриям пять вариантов выхода из проблемы. Последний пункт в этом «замечательном» плане — короткое «закрыть бизнес».
Оторванность от жизни и нежелание идти на компромиссы — характерная черта современной европейской бюрократии. Вряд ли министр понимала, что, посеяв ветер, пожнет такую бурю, какой Нидерланды не видели давно.
Около 40 тысяч голландцев, используя сельхозтехнику, показали, что готовы бороться за свои права. На улицах и автотрассах появились кучи сена и навоза, а полицию ожидал холодный душ — служебные машины оказались беспомощны против тракторов. Первые выстрелы этого протеста уже прозвучали: полицейский выпустил несколько пуль по трактору, когда тот блокировал одну из автомагистралей. К счастью, никто не пострадал, но на следующий день бравый стрелок обнаружил несколько тонн навоза у дверей собственного дома.

Фермерская самооборона

Нежелание правительства, которое в большинстве настроено законодательно оформить запреты, приводит к постепенной радикализации протеста. В середине июля недовольные фермеры приезжали на очередную акцию на стареньком танке «Шерман» из военной коллекции, недвусмысленно намекая властям, что не намерены отступать. А уже к концу месяца, после некоторого спада, в полную силу разгорелась вторая волна. На этот раз основные усилия сконцентрированы на блокировке автодорог. Причем если раньше аграрии оставляли 1 — 2 полосы для проезда, то теперь баррикады из навоза и сена перекрывают движение полностью, а на обочинах пылают громадные костры, что затрудняет полиции и спасателям доступ к заграждениям.

Дополнительной головной болью для Марка Рютте и его команды становится набирающее силу движение «Фермерские силы самообороны». Его активисты под знаменем с двумя скрещенными вилами собирают средства на «боевой фонд и штрафы» и координируют протесты через социальные сети.
Особую пикантность «крестьянской войне» в Нидерландах придает тот факт, что страна является вторым в мире после США экспортером сельхозпродукции. Продолжение бунта угрожает нехваткой продовольствия, которая может всколыхнуть гораздо более широкие слои населения. Тем более что акции несогласия уже привели к пустым полкам в голландских супермаркетах.
Пример Нидерландов оказался заразителен, и в июле свои обиды властям решили припомнить в Италии, где радикальный план по забою больных буйволиц привел к крайнему возмущению фермеров: под крики «Это не молоко, это наша кровь!» владельцы животных вылили десятки литров молока на мостовую у здания правительства в Риме.


Поддерживают голландских повстанцев и в Германии. Местных аграриев решили ограничить в использовании нитратных удобрений в рамках единой политики Евросоюза по борьбе с глобальным потеплением. О полном запрете речь не идет, но даже намека хватило, чтобы по улицам немецких городов покатились колонны тракторов, а на границе с Нидерландами лидеры акций неповиновения пожали друг другу руки и договорились о поддержке.

Не летают самолеты, не ездят поезда

Впрочем, не фермерами едиными сегодня живо протестное движение в Европе. 27 июля свое веское слово сказали работники авиационной отрасли. Наземный персонал авиакомпании Lufthansa провел масштабную предупредительную забастовку, из-за которой на территории Германии отменили более тысячи рейсов, а 134 тысячи пассажиров были вынуждены менять планы. И все это произошло в разгар туристического сезона, причем наиболее тяжелая ситуация сложилась в аэропортах Мюнхена и Франкфурта-на-Майне.

Требования у бастующих стандартные: повышение заработной платы примерно 20 тысячам сотрудников Lufthansa и установление нового тарифа почасовой оплаты. Такие условия у профсоюзных комитетов авиакомпаний Европы не новы, однако, пожалуй, впервые они приходятся так некстати — для боссов компании, конечно. Дело в том, что сфера воздушных пассажирских и грузовых перевозок едва-едва начала оправляться от ковида, который поставил на паузу полеты по всему миру. Тут же ей на голову свалились ограничения, связанные с введенными в отношении России санкциями. Все это позволило руководству Lufthansa предложить главному профсоюзному переговорщику Кристину Беле повышение зарплаты только на 2 процента вместо запрошенных 9,5. Однако решить конфликт такая уступка не помогла: Беле мотивировала отказ принимать ее тем, что инфляция в ФРГ слишком высока и персонал на озвученную цифру повышения дохода не согласится.
Инфляция в Германии в июле посрамила аналитиков и достигла 7,5 процента, причина тому — резкий взлет цен на энергоресурсы и все еще работающие с перебоями после пандемии логистические цепочки.
Так что запланированный на начало августа очередной раунд переговоров между представителями топ-менеджмента немецкой авиакомпании и лидерами объединенных профсоюзов работников сферы услуг ФРГ Ver.di с высокой долей вероятности не принесет желаемого результата.


Серьезнее всего пока что стачковали в Скандинавии. Сотрудники авиакомпании SAS отказывались работать половину июля, сорвав почти 60 процентов рейсов, и в итоге добились своего: руководство по­обещало улучшить условия труда и вернуло на рабочие места 450 уволенных ранее сотрудников. И на такую уступку была веская причина: пока боссы SAS думали, их компания лишилась 12,5 миллиона долларов, а продолжение пикировок с профсоюзами предполагало увеличение потерь до неподъемных значений.

Зима близко

Концентрация внимания европейских лидеров на украинском конфликте, нежелание искать компромисс ни с Востоком, ни с собственным населением постепенно загоняет Европу в ловушку. С одной стороны, недовольных все больше, они постепенно организуются и действуют решительнее. С другой, признавать свои ошибки политическому истеблишменту очень не хочется, и это может сподвигнуть политиков на жесткие меры по отношению к протестующим, что неизменно раскрутит спираль насилия.

Сильнее всего пострадают страны, где и до кризиса были нелады с экономикой, а во властные структуры плотно вплелись коррупция и культ поклонения «западным ценностям». Так, штормит Болгарию, где с мая регулярно проходят акции против военно-технического сотрудничества Софии с Киевом. Люди требуют от руководства страны перестать втягиваться в чужой конфликт и обратить внимание на внутренние проблемы: рост цен на продукты питания и топливо, инфляцию.


В июле серией митингов прорвало давно зревший нарыв в Молдове. Центром протестов стала Гагаузия. В ее административном центре Комрате регулярно проходят демонстрации, где гражданские активисты и члены местного парламента резко критикуют и действующего президента, и провал экономической политики правительства Натальи Гаврилицы. Учитывая, что в короткой истории независимой Молдовы уже был прецедент попытки выхода Гагаузии из ее состава, то разгорающееся пламя может серьезно подорвать внутриполитическую ситуацию и надолго отвлечь Кишинев что от заигрываний с Украиной в военной сфере, что от плотоядных взглядов в сторону Приднестровья.
По прогнозам экспертов, ситуация в Европе только продолжит накаляться и к поздней осени — зиме этого года вполне может стать благоприятной для мощного социального взрыва.
И хотя в той же Германии заявляют о готовности к масштабным бунтам, вряд ли подавление народного недовольства станет легкой прогулкой. А учитывая бесконтрольное расползание по миру поставленного в Украину оружия, сценарий настоящих вооруженных восстаний в Берлине, Париже и Амстердаме не столь уж и фантастичный.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter