“В душе я — рокер”

Международный фестиваль искусств “Славянский базар в Витебске” — один из крупнейших культурных проектов Союзного государства, а кроме того — одно из самых долгожданных и любимых народом событий в культурной жизни Беларуси. Ну а интрига фестиваля — это ежегодный конкурс молодых исполнителей. Ведь успешное выступление на фестивале в Витебске — уверенная заявка на блестящее артистическое будущее. В нынешнем году Беларусь на этом престижном конкурсе представят Марина ВАСИЛЕВСКАЯ, победительница телеконкурса “Фэст”, и Руслан МУСВИДАС, которого выбрало жюри Министерства культуры. Сегодня Руслан — в гостях у “Народной газеты”.
— Руслан, ты стремился стать участником конкурса молодых исполнителей на “Славянском базаре” несколько лет. С каким настроением отправляешься в Витебск?
— Разумеется, я настроен только на победу! Плох тот артист, который, выходя на конкурсную сцену, не хочет победить. Еще зимой я посоветовался со своим руководителем и учителем Михаилом Яковлевичем Финбергом о том, стоит ли мне принять участие в отборочном туре на конкурс молодых исполнителей “Славянского базара”. Маэстро одобрил мое решение. Ведь и время “поджимает” — мне уже 28, а в конкурсе могут участвовать исполнители только до 30 лет. “Только ты должен держать марку оркестра, чтобы никто не смог сказать, что наш солист был не на высоте”, — сказал Михаил Яковлевич.
— Такое напутствие заставило тебя волноваться?
— Еще бы! Я ужасно волновался на отборочном туре. Прямо не знаю, что со мной произошло! Впервые я вышел на большую сцену в пятилетнем возрасте. Столько концертов отработано с живым коллективом, в том числе и с Национальным концертным оркестром Беларуси! На отборочном туре я представил песню “Как молоды мы были”, которую уже не раз исполнял с оркестром. Тем более что в зале сидело всего человек десять — жюри и несколько зрителей. Но меня так трясло от волнения, как будто на сцене я в первый раз!
— В этом году конкурс исполнителей эстрадной песни пройдет в два этапа. В первом туре покажут свое мастерство 26 артистов, в финал жюри выберет лишь 15 молодых исполнителей. Жесткая конкуренция не пугает?
— Считаю, что здоровая конкуренция — это хорошо! И к достойным конкурентам всегда отношусь с уважением.
— А как оцениваешь шансы на успех второй белорусской конкурсантки?
— Не могу сказать ничего определенного: с Мариной давно не общался. Дело в том, что мы с ней работаем в разных музыкальных направлениях. Мое творчество можно отнести к направлению “поп-рок”. А вообще-то в душе я — рокер.
— Между тем на сцене у тебя романтический образ.
— На сцене — романтический. Но не всегда внутренний мир артиста и его сценический образ совпадают. Я вырос на джаз-роке, играл в Бресте (я родом из этого города) в составе рок-группы. Наша группа всегда получала очень хорошие отзывы музыкантов.
— Говорят, на конкурсе молодых исполнителей “Славянского базара” ты собираешься сменить амплуа и предстать перед зрителями в образе арестанта. Да и одна из твоих конкурсных песен, “Конвоир” — почти шансон: о парне, которого ведут на расстрел, потому что он в порыве ревности убил любимую...
— По положению конкурса одна из песен должна быть шлягером прошлых лет, а вторая — по собственному выбору. Но так как в этом году есть полуфинал, я решил подготовить три номера. Первая песня, которую я исполню в полуфинале, — “Как молоды мы были”. Мне она очень по душе. Если пройду в финал, буду исполнять песню “Конвоир” Игоря Димарина. Игорь пел ее когда-то, в начале 90-х, на сцене “Славянского базара”. А мне эта песня запала в душу, когда я услышал ее на диске лауреатов “Славянского базара” — эти диски дарили победителям конкурса “Зорная ростань”, так он мне и достался. Я тогда слушал эту песню с утра до вечера, снова и снова ставил на повтор. Наверное, она была созвучна моему настроению. Я сделал аранжировку и пел ее на концертах. А сейчас вот решил восстановить. Тем более что с годами голос у меня окреп, что для этой песни очень важно — она исполняется на надрыве. В песне “Конвоир” вся суть в словах, в тексте.
— В жюри конкурса молодых исполнителей есть популярные артисты из Швеции, Молдовы. Не все члены жюри понимают по-русски.
— Будут сделаны переводы специально для членов жюри. Песня классная! Она в моем стиле и очень подходит под мой тембр голоса — он у меня довольно резкий. Ну а третья песня — любимая народом “Чырвоная ружа”. Я исполнял эту песню на концерте памяти Мулявина, и зал принимал ее очень тепло.
— Коллеги и слушатели говорят о тебе, что исполнения под фонограмму ты не признаешь. Это — принцип?
— Да. Я сторонник живого исполнения. Стараюсь петь “вживую” в любом состоянии голоса. Это честно по отношению к зрителю, слушателю. А кроме того, во время живого исполнения между залом и артистом возникает совершенно другая энергетика. Правда, сольный концерт у меня был пока только один. Мой бенефис состоялся в честь моего 25-летия в Бресте и собрал полный зал. Приехали друзья — Наташа Тамело, Саша Немо, Леня Войтович, исполнители из Бреста. Мы поставили прямо на сцене круглый стол, пили шампанское, и все мои друзья по очереди выходили из-за стола, подходили ко мне, поздравляли и исполняли свой номер. Много песен исполнил и я. Концерт получился достаточно длинным, но прошел на одном дыхании. Он сопровождался видеорядом на большом экране над сценой. В Бресте этот вечер вспоминают до сих пор... Мне кажется, умение петь живым голосом — это в первую очередь постоянная практика. Я уже 8 лет солист Национального концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Яковлевича Финберга.
— Автор практически всех твоих песен — супруга, Вероника Мусвидас. Сложно ли работать с родным человеком?
— Вероника не только пишет для меня тексты и музыку, она еще и мой продюсер, арт-директор и имиджмейкер. А работать с родным человеком, поверьте, очень сложно! “Производственные”, творческие вопросы нередко становятся даже причиной ссор. Мы разбегаемся по разным комнатам, потом миримся, и в итоге я понимаю, что она все-таки была права. Когда наш творческий союз еще только создавался, мы пытались делать так: она пишет стихи, я — музыку. Но я подхожу к музыке более профессионально, а жена по образованию — историк и политолог, музыкальное образование у нее — только музыкальная школа. И тем не менее ее музыка на ее же стихи звучит очень гармонично, очень современно. Как говорится, вкусно звучит. Она — очень яркий талант. Словом, жена забраковала мою музыку на свою первую песню “Листья — корабли”, и я сказал: “Тогда пиши свою!”. И Вероника написала музыку. Я просто не ожидал такого результата! Песня “Листья — корабли” долгое время была лидером национального хит-парада “На перекрестках Европы”. Сегодня Вероника пишет не только для меня. К примеру, Ксюша Ситник на открытии “Славянского базара” в этом году будет исполнять ее песню “Я тут своя!”.
— В 2004 году у тебя родился сын, Ян. Ты — строгий отец?
— Пожалуй, строгий. У меня не только сын, есть еще и дочка, ей сейчас 8 лет. Это дочь Вероники, но она с младенчества называет меня папой и другого папы не знает. Ее зовут Яна. Оба, и сын, и дочка, музыкально одарены. Яна уже дебютировала на сцене: ко Дню матери Вероника написала песню “Мама”, и Яна пела ее вместе со мной, Искуи Абалян, Ларисой Грибалевой и Сашей Немо. А Ян сам себе поет колыбельные. Так что дети продолжат музыкальную династию. Ведь моя семья — потомственные музыканты. Мой дед, к примеру, был великолепным скрипачом, играл в литовском военном оркестре.
— Ты происходишь из древнего рода, носишь баронский титул. Каково это — ощущать себя бароном?
— Я сам узнал об этом только пару лет назад! Троюродный брат моего отца, историк по образованию (он живет в Литве), выйдя на пенсию, решил восстановить свою родословную. Больше года он кропотливо работал в архивах. А после решил организовать встречу всех представителей рода Мусвидасов со всего мира. Я, к сожалению, не смог на ней побывать — как раз выступал с оркестром на “Славянском базаре”. Поехал отец. Он-то и привез эту сногсшибательную новость, показал мне, как выглядел наш герб. Оказывается, у моего рода — польско-литовские корни, наш прадед владел огромными землями в Литве. А герб Мусвидасов — достаточно типичный для Великого княжества Литовского: рыцарь на коне, лилия, корона... Мое мировосприятие от того, что я, оказывается, барон, никак не изменилось.
— Какую роль в твоей судьбе сыграл Национальный концертный оркестр Беларуси?
— Для меня это не только alma mater, это — дом родной! Коллектив оркестра — это друзья-товарищи, коллеги, соратники. А Михаил Яковлевич Финберг — это Учитель. Он не только вырастил меня как артиста, но и очень многому научил в жизни: добросовестному отношению к работе, стремлению творить, быть профессионалом в своем деле. Он дал мне установку на постоянное совершенствование. За 8 лет я не помню ни одного дня, чтобы Маэстро был на больничном. Он приходит на работу в любом состоянии — даже с высокой температурой. Это Человек с большой буквы, и я рад, что мне посчастливилось работать с ним.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter