Протоиерей Иоанн Хорошевич: «Воспитывать детей нужно в любви и ласке»

В душе своей постройте храм

Протоиерей Иоанн Хорошевич рассказал корреспонденту «НГ», как стал священником, восстанавливал храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Минске и над чем трудится сегодня

Значение слова «возрождение» отец Иоанн Хорошевич узнал еще в детстве. Ему было девять лет, когда после окончания Великой Отечественной войны родители и односельчане восстанавливали родное местечко Красное в Молодечненском районе. Их дома были сожжены оккупантами. Священник вспоминает, как подростком помогал дедушке заготавливать брус для строительства новой хаты, делал из древесной щепы кровлю: «Было больно от осознания того, какие испытания выпали на долю нашего народа во время войны. Чтобы возвести кров, трудились от зари до позднего вечера. И труд этот был в радость».

«Глядя на дочь Елену, и сам стал больше тянуться к науке. К слову, в прошлом году я окончил Минскую духовную академию и получил звание магистра богословия. Моя жажда знаний не иссякает»

О  духовном возрождении, которое непременно должно наступить, отец Иоанн помнил и во время атеистического периода. И когда в 1990 году его назначили настоятелем полуразрушенного храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины, поручение Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Гродненского восстановить старинную церковь батюшка воспринял с благодарностью. Дни, когда здесь зазвонили колокола и совершили первый крестный ход, сегодня вспоминает со слезами радости на глазах. За тридцать лет служения в приходе отец Иоанн не только восстановил церковь, но и инициировал строительство храма Святого Иоанна Предтечи, часовни в честь Собора Белорусских святых. Со дня на день распахнет двери для сотен прихожан Дом духовного просвещения.

…В церковном дворике по улице Киселева в Минске и в будние дни немало прихожан. Рядом с двумя храмами оборудована игровая площадка с качелями, горками, лавочками. Благоустраивая прилегающую территорию, отец Иоанн немаловажное значение придавал тому, чтобы здесь было комфортно и детям.

Более полувека рядом с отцом Иоанном —  супруга Мария Игнатьевна.

Беседуем с батюшкой в его рабочем кабинете. На стенах уютной светлой комнаты — старинные иконы, благодарности Белорусской православной церкви за плодотворную работу. В центре — свидетельство о присуждении премии Президента «За духовное возрождение». Высокая награда вручена протоиерею за значительный вклад в укрепление идей милосердия и организацию работы Дома духовного просвещения. А еще в комнате очень много книг. Отец Иоанн берет большой фотоальбом с картонными страницами, на каждой из них — черно-белое фото с фрагментами работ по восстановлению храма. По снимкам можно проследить этапы возрождения древней церкви. Настоятель рассказывает, что земля, на которой сегодня она стоит, с давних времен принадлежала православным жителям Минска. В 1623 году здесь находился монастырь святых апостолов Петра и Павла, который до конца XVIII века оставался единственной обителью города, сохранявшей приверженность традициям Греко-восточной церкви. Отец Иоанн показывает папки с выдержками из исторических источников, которые свидетельствуют о том, что местность, где сейчас расположен храм, была «вздыблена» валами и выполняла роль сторожевой заставы у подъезда к Минску со стороны Вильни. Здесь было Переспинское кладбище. Не хватало церкви. В 1802 году ее установили и освятили в честь святой равноапостольной Марии Магдалины. Напомним, именно ей мы обязаны традицией дарить друг другу пасхальные яйца.

Когда во время войны 1812 года многие храмы были разрушены, богослужения проходили на Переспе (позже эта местность стала называться Сторожевкой), и эта церковь обрела статус кафедрального собора. К сожалению, во время большого пожара она сгорела. В 1847 году возвели новый храм. Спустя какое-то время рядом построили приют для пожилых и инвалидов, а еще позже — церковную школу. В конце XIX века появилась брама, в нишах которой размещались иконы. Эти врата — единственный элемент храмового комплекса, сохранившийся до наших дней без изменений.

Новые испытания ожидали церковь после 1917 года. Купола и кресты сняли, из алтаря забрали утварь и серебряные украшения. В 30-е годы храм превратили в складское помещение. Во время Великой Отечественной войны верующие открыли церковь, но в 1949-м богослужения опять оказались под запретом, здесь разместили Центральный государственный архив фотофонокинодокументов БССР. Кстати, в таком виде здание было запечатлено в картине «Часы остановились в полночь» и в нем киношники снимали ставку немецкого гауляйтера Кубе.

Первый крестный ход к возрожденному храму. Шествие по улице Горького (с 1991-го — Богдановича) в Минске. 1990 год.

— По Божьей милости в 1990-е годы церковные врата открылись для молитвы, — говорит протоиерей Иоанн. — Когда мы пришли сюда впервые, увидели, что купольная часть закрыта. Здесь стояли переплетные станки, за которыми работали люди. Позже архив был перемещен в другое здание. Мы приступили к восстановительным работам. Всего за семь месяцев удалось очистить храм изнутри, поставить купола. Пока шло внутреннее наполнение, службы проводились под открытым небом. Это привлекало все больше прихожан. О трудностях не думалось. Мы ощущали вдохновение и ответственность за порученное дело. Помолюсь, попрошу Господа о помощи и иду утверждать планы по восстановлению и благоустройству.

Когда шли крестным ходом от Свято-Духова кафедрального собора до нашего храма, радость возрождения с нами могли разделить прихожане всех церквей столицы. На престоле обновленного храма поместили частицу святых мощей Марии Магдалины. Со временем благоустроили погост, вокруг церкви установили железную ограду.

Во время реставрационных работ богослужения проходили в подвальном помещении храма. На фото настоятель протоиерей Иоанн Хорошевич и его сын диакон отец Владимир.

Долгое время не знали, как обновлять храм. Подсказку дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который приезжал сюда незадолго до своей смерти.

— Увидев нашу церковь, он сказал: «Оставь то, что я сейчас вижу. Сохрани в нем старину. И пусть он будет один такой», — вспоминает отец Иоанн. — Владыка передал храму напрестольный крест, благословил чтение в часовне Псалтири и дал напутствие: «Молитесь Богу и трудитесь, чтобы следующие поколения для веры не потерять».

Поэтому, восстанавливая церковь, стремились узнать, каким был ее первозданный вид. Расспрашивали местных старожилов, изучали архивы. Появились сведения о том, что стены храма были расписаны сюжетами из Евангелия. И в 1994 году белорусский художник и иконописец Виктор Довнар приступил к созданию новых фресок.

Размышляя о деле всей своей жизни, отец Иоанн отмечает, что к вере и духовности приобщился еще в раннем детстве:

— Вырос я в крестьянской семье. Родители работали на земле, по воскресеньям ходили в церковь и детей брали с собой. Мне, маленькому, нравились церковные песнопения. Приходил домой и в форме игры «примерял» на себя роль нашего батюшки. Уже тогда, быть может, представлял, что когда-то сам стану настоятелем прихода.

Отец Иоанн (слева) осматривает благоустраиваемую территорию возле храма.

Рос в атмосфере любви к отчему дому. Никогда родителям не сказал «ты». Вместе с папой и дедом ходил дрова рубить, траву косить. После окончания школы стал зарабатывать. Ходил на пилораму, был стерилизатором на консервном заводе.

Когда отслужил в армии, в Брянском военно-техническом летном училище, вернулся домой и понял, что его призвание — служение Господу. Поступил в духовную семинарию. Окончив ее, стал первым священнослужителем в своем роду. Был направлен священником в православные приходы в Алматы, затем в Лейпциге.

Более полувека рядом с отцом Иоанном — супруга Мария Игнатьевна. И, как он признается, она для него — самый верный друг и советчик. Это ее руками благоустроены клумбы вокруг храма. Да и сама атмосфера в церкви — теплая, домашняя — создается во многом благодаря ей. Примечательно, что знаковое для храма имя Мария символично в жизни отца Иоанна: его мама, бабушка и крестная тоже носили это светлое имя. Пример высокого служения отца и уважительные отношения в семье, несомненно, оказали влияние на формирование жизненных принципов у их детей. Сын Владимир стал священнослужителем. Дочь Елена — журналист, переводчик.

— Воспитывать детей нужно в любви и ласке, — убежден настоятель храма. — Мы с матушкой рады, что и внуки наши выросли достойными людьми, получили высшее образование. Путешествовал я как-то с дочерью Еленой в другую страну. Увидел, как она болеет за то благое дело, которым занимается. В соавторстве с Анатолием Шарковым создала проект и серию книг «Жить и помнить» — «Советские воинские захоронения в Европе», «Последний приют солдата», «Ставка Верховного главнокомандующего Русской армией в годы Первой мировой войны в событиях и лицах», «Обелиски памяти Русской Императорской армии Первой мировой войны», «По следам Советско-польской войны». Теперь участвует в конкурсе на соискание Государственной премии Республики Беларусь 2020 года. Посетила много стран и мест захоронений. Это ее большой труд. Она этим живет. Глядя на нее, я и сам стал больше тянуться к науке. К слову, в прошлом году окончил Минскую духовную академию и получил звание магистра богословия. Жажда знаний в нашей семье не иссякает.

…Рассказывая о работе воскресной школы, которая действует здесь с открытия прихода, отец Иоанн подчеркивает особую значимость воспитания детей. Священник уверен, что без духовности не будет и нравственности:

— Проблема в том, что многие родители сегодня воспитывают детей, будучи сами невоспитанными, — говорит он. — От этого тянется цепочка проблем. Папа или мама говорят ребенку: «Ах, отстань, мне некогда…» И он идет получать ответы на интересующие его вопросы на улицу, часто в плохие компании. Как правило, ничего хорошего из этого не выходит. Отрицательно сказывается на детях и грубое отношение в семьях, а также то, что они становятся свидетелями родительских ссор и предъявления претензий друг другу. Взрослые не понимают: то, что дитя восприняло, то тебе и отдаст. Негативное влияние оказывает и то, что мы живем в эпоху чрезмерного потребления. Дети пресыщены изобилием. Вспоминаю, как в моем детстве деревенские ребята радовались лакомству из прошлогоднего перемерзшего картофеля, муки и зерна. Эти «масленики» были для нас как чудо! Многие современные дети пресыщены сладостями. А важна пища духовная!

Увы, период, когда в обществе был определенный духовный голод, не мог не оставить свой отпечаток, считает отец Иоанн. Люди заводили семьи, детей, не основываясь на православных традициях: не венчались, не проходили обряд крещения.

Когда в 1990 году храм был передан городскими властями Белорусскому Экзархату, на церкви установили купола, начались реставрационные работы.

— Не могу равнодушно относиться к тому, что в нашем обществе так много разводов, — признается он. — Стараюсь всех, кто приходит ко мне за советом по делам семейным, выслушать, чем-то помочь. К сожалению, бывает, когда ко мне обращаются уже после развода. Тогда спрашиваю: «Что же не пришли поговорить раньше, чтобы спасти брак?» Думается, что проблемы в семье появляются во многом по причине поверхностного осознания смысла брака и семьи. Повстречались на дискотеке, поженились и разбежались… Следует понимать, что без Божьего благословения хорошего не будет. Мы рассказываем о таинстве венчания каждый понедельник и четверг на занятиях в Доме духовного просвещения. Напоминаем молодежи, что «без Бога не до порога».

Проходим по церковному дворику, продолжаем говорить с отцом Иоанном уже без диктофона. Обращаю внимание, как настоятель храма легко спускается по винтовой лестнице, спрашиваю, как удается сохранять бодрость и энергичность, несмотря на столь почтенный возраст. Не так давно отец Иоанн отметил свое 87-летие. Отвечает, что, кроме ежедневной молитвы и благих дел, сил придает теплота семейного очага:

— А еще очень важно жить с миром в душе и трудиться. Пока востребован, тружусь. Не мне, но имени твоему, Господи.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter