В духе современной необходимости

С  1  июля  этого  года  вступает  в  силу  новая  редакция  Таможенного  кодекса  Беларуси

С  1  июля  этого  года  вступает  в  силу  новая  редакция  Таможенного  кодекса  Беларуси

Географическое положение страны и небольшие   объемы полезных ископаемых — объективные факторы, которые сделали белорусскую экономику одной из самых открытых в мире. Наша небольшая республика торгует со 149 государствами: в 110 стран экспортируются белорусские товары и из 132 стран импортируются. За январь—апрель этого года внешнеторговый оборот Беларуси вырос на 17,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Расширение внешнеторговой деятельности белорусских предприятий поддерживается и на законодательном уровне. С 1 июля этого года вступает в силу новая редакция  Таможенного кодекса — основополагающего документа в регулировании экспортно-импортных операций. Об изменениях, которые коснулись таможенного законодательства, рассказал заместитель председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Леонид Досов. 

— Леонид Сергеевич, в чем суть новой редакции Таможенного кодекса? 

— Главная цель, которая стояла при разработке нового документа, — создать основной таможенный закон, соответствующий нормам и правилам, принятым в международной практике таможенного дела. В новом Таможенном кодексе учтены принципы регулирования внешнеторговых отношений, изложенные в Генеральном соглашении о торговле и тарифах, базовом документе Всемирной торговой организации, а также механизмы таможенного регулирования, принятые Всемирной таможенной организацией, в первую очередь в рамках Киотской конвенции 1999 года по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Кроме того, при разработке новой редакции кодекса особое внимание уделялось взаимным международным обязательствам Республики Беларусь и Российской Федерации в части унификации таможенного законодательства. 

В отличие от действующего Таможенного кодекса его новая редакция более подробная и детализированная, что позволит значительно сократить количество подзаконных актов. В целом новый Таможенный кодекс направлен на создание благоприятной обстановки для участников внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении товаров. В качестве примера можно привести закрепление на уровне закона конкретных перечней сведений и документов, которые должны быть представлены при таможенном оформлении грузов. 

Среди новых подходов Таможенного кодекса можно выделить введение, наряду с таможенными режимами, таможенных процедур, которые определяют порядок использования товаров, ввезенных на таможенную территорию либо вывозимых за ее пределы без их таможенного декларирования. Это таможенный транзит, временное хранение, ввоз и вывоз транспортных средств при международных перевозках. 

Кроме того, законопроект устанавливает порядок обжалования действий таможенных органов. Можно будет обращаться не только в Таможенный комитет, но и в суд. Предусмотрен и порядок возмещения ущерба, причиненного субъекту хозяйствования. 

Также упростятся процедуры досмотра. Согласно законодательным нововведениям таможенный инспектор для проведения выборочного таможенного досмотра должен получить разрешение начальника таможни, основанное на информации об имеющихся нарушениях со стороны перевозчика или фирмы. Также перевозчики могут досматриваться только в тех случаях, когда выявляются несоответствия в документах или, например, сорвана пломба. 

— Деятельность таможни регулируется и другими нормативно-правовыми актами. К примеру, с 1 марта текущего года вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Какие изменения в связи с этим произошли при наказании за нарушения таможенного законодательства? 

— Новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает 18 видов административных правонарушений против порядка таможенного регулирования в отличие от 47 в КоАП предыдущей редакции. Изменен перечень субъектов административной ответственности. По новому законодательству субъектов ответственности три: физическое лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Тогда как раньше  было либо физическое, либо должностное лицо. По большинству видов административных правонарушений, совершенных в торговом обороте, предусмотрена одновременная ответственность как юридического, так и физического лица — работника предприятия, в функции которого входило непосредственное исполнение обязанностей, возложенных законодательством на юридическое лицо. 

Существенно снижен размер штрафов, налагаемых на физических лиц. Если ранее штрафы на граждан за правонарушения составляли от 5 до 500 базовых величин, то по новому порядку максимальный штраф для физического лица не превышает 50 базовых величин. Для субъектов хозяйствования штрафы остаются достаточно высокими. Для индивидуальных предпринимателей — от 5 до 150 базовых величин, а для юридических лиц — от 10 до 800 базовых величин. 

В 2006 году таможенными органами Республики Беларусь пресечено более 14 тысяч правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела,  общая стоимость изъятых товаров и транспортных средств по данным делам составила 91,8 млрд. рублей. 

— Одна из составляющих экономической безопасности страны — развитие международного сотрудничества. Какие, на ваш взгляд, существуют условия, необходимые для создания эффективного таможенного союза с Россией и другими государствами СНГ? 

— Формирование единого таможенного союза и единого таможенного пространства — важнейшая составляющая экономической интеграции. Эти задачи определены в качестве приоритетных в Договоре о создании Союзного государства, Соглашении о таможенном союзе и ряде других документов. Основополагающим международным актом белорусско-российского сотрудничества в сфере экономической интеграции является Соглашение о таможенном союзе, подписанное 6 января 1995 года и вступившее в силу 30 декабря этого же года. Напомню, что таможенный союз — это объединение государств, имеющих общий таможенный тариф для торговли с третьими странами. Также устраняются импортные пошлины во взаимной торговле наряду с гармонизацией системы правовых норм в области таможенного регулирования и других видов налогообложения импортных товаров. Существование полноценного таможенного союза напрямую зависит от наличия эффективной законодательной базы. Не так давно на межгосударственном уровне было принято решение о формировании пакета документов по таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. Он основывается на пакете из 23 документов. Большинство из них уже согласованы и находятся в правительствах трех государств. Эти документы регулируют таможенно-тарифную политику, формируют внешнеэкономическую деятельность, создают единое таможенное пространство… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter