В духе соответствия

Как белорусский бизнес оценивает итоги Года предприимчивости?

Как белорусский бизнес оценивает итоги Года предприимчивости?

Нынешний год, объявленный главой государства Годом предприимчивости, тихим шагом подходит к концу. Для предпринимателей он, скорее всего, запомнится как время, когда им наконец-то удалось наладить нормальный двусторонний диалог с властью. Белорусский бизнес не только услышали, но и выслушали. Тем не менее результатами постоянных переговоров сегодня в бизнес-сообществах удовлетворены не полностью. Нередко случалось так, что слова так и оставались словами — до дела не доходило.

«Светит» путеводная…

«Дорожной картой» процесса либерализации в предпринимательском секторе экономики стала Директива № 4 «О развитии предпринимательства, инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь», которую глава государства подписал в последние дни прошлого года. Это программный документ, который должен был заставить государственный сектор разработать целый ряд новых законов, способных облегчить бизнесу жизнь. В этом направлении государство, действительно, пошло на серьезные реформы: бизнесу отменили лицензии на некоторые виды деятельности, в том числе и на розничную торговлю, сделали свободными цены, сократили количество социально значимых продуктов, на которые была ограничена максимально возможная торговая надбавка, упростили правила ведения бухгалтерского учета, несколько снизили налоговую нагрузку. Как отмечают в Департаменте по предпринимательству Минэкономики, в рамках мероприятий по реализации Директивы № 4 к выполнению было предложено 133 меры, перечень и последовательность которых выработаны в тесном взаимодействии органов государственного управления и делового сообщества. «Запланированные совместным документом правительства и Нацбанка реформы в большинстве своем нашли отражение в принятых либо подготовленных и внесенных в правительство проектах нормативных правовых актов и предложениях по вопросам либерализации. К началу декабря нынешнего года в стране было принято 59 нормативных правовых актов, в числе которых 15 указов главы государства, один декрет и одно распоряжение Президента, 20 постановлений Совмина, 4 постановления Правления Нацбанка, 18 ведомственных актов», — пояснили в департаменте.

Закрепленные новыми актами законодательства нормы были направлены на либерализацию сферы ценообразования, защиту и развитие частной собственности, сокращение финансовой отчетности и сведений в ней, либерализацию регулирования рынка труда, совершенствование процедуры осуществления государственных закупок, развитие системы оказания господдержки малому предпринимательству. Поспособствовали реформы и введению электронной регистрации бизнеса, равно как и совершенствованию процедуры ликвидации субъектов хозяйствования, заметно была простимулирована производственная инновационная и инвестиционная деятельность, усовершенствован механизм создания холдингов. В рамках свершенного из «списка» пожеланий главы государства, изложенных в Директиве № 4, фигурируют и совершенствование отношений в области технического нормирования и стандартизации, порядка распоряжения государственным имуществом, снижение и оптимизация налоговой нагрузки, упрощение земельных и арендных отношений.

Шаг вперед и шаг назад?

Вместе с тем в предпринимательской среде радости представителей госорганов не разделяют. Говорят, что многие инициативы, в том числе и попавшие в план выполнения Директивы № 4, в итоге оказались за бортом процесса либерализации. «Возможно, здесь сказалась разница подходов чиновников и предпринимателей. Предприимчивые люди хотят видеть итог выполнения процесса, некий результат, который уже сегодня можно было бы использовать, а в госорганах в качестве положительного момента готовы, скорее, рассматривать процессный подход», — поясняет глава Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин. Впрочем, специалист не исключает, что определенная инертность в части претворения положений директивы была обусловлена проблемами на финансовом и потребительском рынках, с которыми столкнулась Беларусь в 2011 году. Они вынужденно сместили зону внимания госорганов на другие, более принципиальные моменты. «Правительству пришлось экстренно маневрировать, и в первой половине Года предприимчивости ему было явно не до нас. Только к лету наши предложения начали воспринимать более-менее серьезно и диалог начал складываться. В итоге наши советы нашли воплощение в ряде мер по стабилизации валютного, потребительского рынков, которые в том числе принимаются до сих пор», — признает Владимир Карягин.

«Многое так и не было сделано, хотя ожидания у бизнеса были большие, — сокрушается сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов. — Кое в чем, следует признать, мы продвинулись вперед, но в большинстве случаев топтались на месте». В качестве негативного примера представитель бизнес-сообщества приводит проводимую в стране политику ценообразования. В начале года правительство цены отпустило, сделало их свободными, но в конце года, посмотрев на бушующую инфляцию, решило понемногу закрутить «вентиль». Недавно список так называемых социальных товаров, цены на которые продолжает регулировать государство, был расширен вдвое. В сложившейся ситуации, по мнению предпринимателя, в итоге могут возникнуть проблемы на потребительском рынке, которые во всей панораме разворачивались перед белорусами в нынешнем году, — дефицит товаров в магазинах, ажиотажные витки спроса, вывоз продукции за границу и так далее. «Так что оценка результатов Года предприимчивости у меня, скорее, связана с разочарованием. Просто жизнь поставила перед нами во много раз более сложную задачу, нежели просто необходимость либерализации рынка,— признается Виктор Маргелов. — Именно поэтому важно решать ее быстрее и дружнее. Хотелось бы, чтобы в 2012 году мы работали с госсектором пусть и по меньшему количеству направлений, но в итоге выделили ряд приоритетов и достигли назначенных целей. Потому что время радоваться тому, что мы наконец-то разговариваем, заканчивается». С предпринимателями соглашаются и в отдельных госорганах. Так, на недавнем заседании Президиума Совета Министров заместитель министра экономики Антон Кудасов отметил: в стране необходимы более активные меры по стимулированию развития деловой инициативы. В числе наиболее острых проблем он в очередной раз назвал усложненный доступ к сырьевым и материальным ресурсам, высокие затраты на налоговое администрирование, недостаток производственных площадей, высокую арендную плату, неразвитость рыночной инфраструктуры и инфраструктуры развития предпринимательства.

В выложенном на сайте Министерства экономики докладе министра Николая Снопкова «О Национальной платформе бизнеса-2011» также указано, что если принимать во внимание все существующие тренды в развитии малого и среднего предпринимательства в странах Европейского союза, то основу долгосрочного экономического роста Беларуси должны создавать три основных фактора: конкуренция, формирование института собственника и дебюрократизация ведения бизнеса. В связи с этим инициативы бизнес-сообщества по подготовке предложений по структурным преобразованиям в форме «Национальной платформы бизнеса Беларуси» министр признал своевременными и актуальными. «В условиях современной Беларуси ключевым фактором успеха национальной экономической модели является увеличение количества людей, желающих вести бизнес в нашей стране. Более того, развитие предпринимательства является «социальным амортизатором», то есть смягчает нежелательные в текущей экономической ситуации социальные противоречия», — отметил Николай Снопков.

Задание на завтра

Похоже, что идеи делового сообщества, изложенные в «Национальной платформе бизнеса Беларуси», будут искать свое физическое воплощение уже по окончании Года предприимчивости. Благо для этого водружать тематический стяг над процессом либерализации необязательно: к таким реформам нас подталкивает сама жизнь. Во всяком случае, в бизнес-союзах очень надеются на то, что про бизнес в 2012 году не забудут.

В правительстве уже декла­ри­ровали: начатая в 2011 году работа обязательно будет продолжена. По состоянию на 1 декабря было подготовлено и находится на рассмотрении в правительстве или Национальном собрании Республики Беларусь еще 30 проектов нормативных правовых актов. Среди них — 13 проектов закона, 12 проектов указа Президента, 3 проекта постановления правительства и 2 проекта совместного постановления правительства и Нацбанка. Как отмечают в Департаменте по предпринимательству Минэкономики, положения этих проектов направлены на дальнейшую либерализацию антимонопольного регулирования, страховой деятельности, земельных и арендных отношений, совершенствование административных процедур, снижение и оптимизацию налоговой нагрузки, а также на гарантирование квот субъектам малого предпринимательства при госзакупках.

В 2012 году также ждут белорусский бизнес перемены в порядке осуществления контрольной и надзорной деятельности, упрощения бухгалтерского учета и отчетности, совершенствования залогового законодательства и системы ответственности в области экономических правонарушений, а также упрощения порядка оказания государственной финансовой поддержки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter