“В дорогах Беларуси частичка нашей души”

Гринглаз Михаил Яковлевич, генеральный директор Республиканского унитарного предприятия “Белдортранс”, заслуженный работник транспорта Республики Беларусь. Родился в 1947 году в городе Бобруйске. Окончил Белорусский технологический институт. Трудовой путь начинал учеником токаря, токарем, слесарем Бобруйского фанерно-деревообрабатывающего комбината. После работал инженером-механиком экспериментального бюро, старшим инженером-технологом автокомбината N 3, инженером-испытателем на МАЗе, заместителем директора АТП “ДСТ N 5”. С 1981 года — заместитель директора АТП “ДСТ N 7”. В 1987 году назначен директором этого предприятия. После переименования АТП в РУП “Белдортранс” — генеральный директор.

Принципы и подходы
Наше предприятие является неотъемлемым звеном в системе департамента “Белавтодор”. Мы осуществляем связь между производителями товарной продукции — строительных материалов и потребителями, доставляя их на объекты.d.jpg
Возведение дорог требует перемещения огромного количества навалочных строительных грузов. Это и грунт, и щебень, и песок, и асфальтобетонные смеси разного качества. Они должны быть доставлены в установленные сроки и в нужное место. Особенно строго соблюдается временной параметр. Возьмем, например, укладку асфальтобетонных покрытий. Асфальт к месту производства работ надо доставить горячим. Это непременное условие. Выгружается он в специальные асфальтоукладчики, а это сложный процесс. Автомобиль, который привозит 25 тонн смеси, не может ее выгрузить сразу, только порциями. По мере поднятия кузова. Водитель должен быть профессионалом. Ведь ему надо “состыковать” свой большегруз с асфальтоукладчиком, как стыкуются космические корабли, что требует специальной подготовки — не так-то просто идти задним ходом в паре с другим видом техники. При этом большое значение имеют и морально-волевые качества водителей. Возьмем такую ситуацию. Выходит из строя асфальтоукладчик. Приходится и два, и три часа подождать, пока его отремонтируют. А потом  поработать ночью, ведь асфальт должен быть выгружен и работа завершена. Иначе не оберешься горя в виде материальных потерь.
Тактика и стратегия
За год наше предприятие перевозит более 3 миллионов 700 тысяч тонн грузов. При этом так называемое плечо перевозки составляет 18,5 километра. Для выполнения таких объемов работ нужна соответствующая техника. И она у нас есть. Мы располагаем парком самых современных отечественных автомобилей, в основном большой грузоподъемности — 20—25 тонн. “Белдортранс” уже пять лет не приобретает техники меньшей грузоподъемности. По многим причинам. А прежде всего потому, что иметь большегрузные авто намного экономичнее как нам, так и заказчику.
Автомобили мы заказываем на двух заводах — МАЗе и Минском заводе колесных тягачей. С ними у нас сложились тесные творческие отношения. Техника нам нужна специфическая. Часто просим при ее производстве учесть наши замечания. Заводчане охотно идут навстречу. Отправляют автомобили на доработку. Особенно это касается машин, предназначенных для перевозки асфальта, где необходим подогрев кузова, тент для покрытия, чтобы в стройматериал не попадала влага.
В нашей работе есть определенный риск. Везет, например, водитель 25 тонн асфальта, и вдруг его автомобиль выходит из строя. Потеря такого количества груза дорого обошлась бы предприятию. Чтобы избежать подобных потерь, мы приобрели на МАЗе новый автомобиль, техпомощь. Оборудовали его специальной гидравликой. Если в рейсе у кого-то что-то случается, то высылаем на помощь нашего “спасателя”. Он буксирует сломавшуюся машину к месту выгрузки, подключает к своей системе, освобождает от материала и доставляет авто к месту ремонта. Конечно, приобретение “техпомощи” привело к дополнительным затратам — стоит такое авто порядка 140 миллионов рублей. Но это не выброшенные на ветер деньги. Такая трата оправданна.
Технико-эксплуатационная составляющая
Технико-эксплуатационные показатели у нас очень высокие. Возьмем, например, такой из них — какую выработку дает каждая тонна грузоподъемности. За восемь месяцев она составила 530 тонн на машино-тонну. Красноречиво говорит об эффективности работы и такая цифра — мы достигли рубежа в 597 тонно-километров на машино-тонну. Это лучшие показатели в системе Министерства транспорта и коммуникаций. Они по отрасли у нас выше на 37 и 15 процентов соответственно.
Гордимся мы и тем, что у нас высокий коэффициент использования техники. Например, выпуск машин на линию достиг отметки 0,626. Среди грузовых предприятий министерства этот  показатель на 32 процента выше, чем у остальных.
Каким образом мы пополняем свой автомобильный парк? Выход здесь пока один и, думается, он самый правильный.
Ежегодно берем кредит в банке, примерно 1—1,5 миллиарда рублей, и покупаем 10 новых машин. Пять “МАЗов”, пять — на МЗКТ. Это позволяет поддерживать структуру парка, необходимую дорожникам. Подрядные организации департамента “Белавтодор” получают от нас эффективные, проходимые, быстроходные автомобили.
Интересно еще и вот что. Еще пять лет назад мы работали только в Минском регионе. А сегодня осваиваем мощности в Витебской, Брестской и Могилевской областях. Там выполняем значительные объемы перевозок. Как грузовое предприятие мы востребованы. В конкурентной борьбе за заказчика лидируем, ибо обеспечиваем качественную услугу.
Кстати, в прошлом году получили сертификат соответствия ISO-9000. Мы — первое грузовое предприятие в системе Министерства транспорта и коммуникаций, которое защитило и получило этот сертификат.
Техническая реконструкция
Все задания, которые доводятся предприятию, выполняются. Технико-экономические показатели даже перевыполняются. И достигается это за счет использования внутренних резервов, например, технического перевооружения служб. В этом направлении у нас имеется соответствующий план.
Сама техническая служба — это большой производственный комплекс. Там работает свыше 100 человек. Служба разделена на соответствующие производственные подразделения. Одни занимаются содержанием систем предприятия — вода, тепло, электрообеспечение. Другие, а это основная масса, — ремонтом и выпуском автомобилей. В цехах производят капитальный ремонт двигателей, других агрегатов — коробок, мостов, грузоподъемников.
Реконструкция, конечно, требует больших средств. Но деваться  некуда. Предприятию уже 30 лет. Когда-то оно было рассчитано на автомобили “ЗиЛ”, которые весят около 3,5 тонны. Сегодня на вооружении другая техника. Соответственно нужно и другое оборудование.
У нас разработан план реконструкции на ближайшие четыре года. Первое, чем необходимо заняться, — заменить кран-балки. Подъемники должны соответствовать весу автомобилей. А они у нас сегодня “тянут” на 15—20 тонн.
На очереди замена оборудования в смотровых канавах.
Много внимания уделяем модернизации производства. Возьмем, например, моторный цех, где делаем полный, заметьте, капитальный ремонт двигателей. Или агрегатный цех, где идет капитальный ремонт коробок перемены передач, мостов.
Уже много лет мы не пользуемся услугами авторемонтных заводов. Я не хочу бросить камень в их огород, но качество нашего ремонта на порядок выше. У нас человек отвечает рублем за то, что сделал. После капитального ремонта узлы должны работать как новые. Если нет, ответственность несет исполнитель. Именно поэтому за последние семь лет возврата капитально отремонтированных узлов и агрегатов не было.
Для облегчения работы ремонтников служба главного механика изобрела и изготовила специальные кантователи, на которые можно установить двигатели всех типов. Моторист усилием одной руки поворачивает систему на 360 градусов. Один человек с помощью тельфера справляется с любой работой.
Много внимания уделяем культуре производства. В моечном отделении, например, установили немецкий агрегат “Керхер”. С его помощью отмывают поступающие в ремонт двигатели. Рабочие на своих местах находятся в чистеньких костюмах. Нововведение положительно сказывается на качестве производимых работ.
Своими силами сделали и агрегат, который обеспечивает бесступенчатое регулирование оборотов. В моторном цехе установили нагрузочный стенд для двигателей, в агрегатном — стенд для испытания коробок. Первый стенд находится в эксплуатации уже несколько лет. Но поддерживается в хорошем состоянии. Двигатель на нем прокручивается сначала на холодную, потом на горячую и лишь после этого устанавливается на автомобиль.
Но в плане улучшения условий труда есть и проблемы. Одна из них — отсутствие отопления в главном ремонтном корпусе. Особенно это сказывается в зимний период. Возводилось здание в 1985 году по тогдашним ГОСТам. Высота потолка 11 метров. Попробуй обогреть такое вместилище.
Услуги населению
Услуги населению входят в доводимые планы. Из года в год количество услуг растет. Планы, как правило, перевыполняются. И это благодаря тому, что имеем хорошую станцию по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Она работает ежедневно по шестидневной неделе. Но и при этом с заказами не справляемся. Надо бы расширятся, да не хватает площадей.
Плюс по всему мы обслуживаем легковые служебные и специальные автомобили как государственных организаций, так и акционерных обществ, частных индивидуальных предпринимателей.
Это дает возможность зарабатывать дополнительные средства и вкладывать их в основное производство.
Подрядчик — партнер солидный
Все наши успехи обусловлены отличными взаимоотношениями с подрядными организациями “Белдорстроя”.
Особенно приятно работать с коллективами строительно-монтажного треста № 8, руководит которым Василий Петрович Шабан, и трестом № 5, где управляющим Валерий Афанасьевич Кириченко.
О масштабах сотрудничества говорит хотя бы такой факт. В августе для треста N 8 мы оказали автоуслуг более чем на 750 миллионов рублей. А для всех организаций департамента — на 2 миллиарда.
Сегодня деньги умеют считать все. Каждый руководитель стремится минимизировать затраты. За примерами далеко ходить не надо. Раньше асфальт до объектов мы возили за 55—60 километров — из Волмы до Дзержинска. Сегодня производители стройматериалов работают по-другому. Демонтируют линию по выпуску асфальта и собирают ее рядом с местом производства. На разборку-сборку оборудования уходит 2—3 недели. Зато какая экономия в итоге получается. Рычаг перевозки сокращается в 6 (!) раз.
Мелочи, которые не мелочи
Хочется рассказать и о некоторых других аспектах нашей работы.Вот мы покупаем на заводах автомобили. Существует при этом такая экономическая категория, как гарантийный срок эксплуатации. Нас абсолютно не устраивает качество этого гарантийного обслуживания. Мы за единицу техники выкладываем 120—140 миллионов рублей и хотели бы, чтобы эти затраты на приобретение машин себя оправдывали. Потому и возникает вопрос по улучшению гарантийного обслуживания.
Вернемся, однако, к реконструкции производства. В следующем году собираемся переоснастить малярный цех. Он у нас сегодня не отвечает современным требованиям. Закупаем установку для горячей покраски большегрузных автомобилей. Таких агрегатов в республике всего два. У нас будет третий
В теплое время года покрасить примерно 150 автомобилей проблематично. А чтобы производить покраску круглогодично, встает вопрос помещения.
Не надо забывать и о том, что у нас много заявок на покраску от других предприятий и фирм. А с приобретением установки количество заявок возрастет многократно.
Сегодня в стране остро стоит энергетическая проблема. Актуальна она и для нас. В год мы потребляем 400—450 тысяч киловатт электроэнергии. С ростом цен на энергоносители проблема будет обостряться. Вот почему думаем над тем, как решить энерговопрос в условиях самообеспечения.
Все это делается во благо коллектива. А он у нас немаленький. На предприятии трудится более 350 человек. Основная категория — это водители. Очень высококвалифицированные, надо сказать, специалисты. Чтобы они максимально самореализовывались, поддерживаем высокий уровень зарплаты. За восемь месяцев средняя зарплата у водителей всех категорий составила 750 тысяч рублей. А те, кто управляет большегрузными машинами, в августе, например, в среднем получили по 1 миллиону 100 тысяч. Мы гордимся, что по этому показателю занимаем передовые позиции среди аналогичных коллективов министерства.
Благодаря реконструкции собираемся в ближайшее время довести коэффициент выпуска машин на линию до 0,75. Это будет рывок в повышении производительности труда.
Хотя и сегодня есть повод быть довольным экономическими показателями. Рентабельность у нас за 8 месяцев при плане 3 процента составила 4,2 процента. А чистая прибыль за аналогичный период доведена до 218 миллионов рублей.
Производительность труда у нас опережает рост зарплаты. Затраты на тысячу рублей выработанной продукции — реализованных транспортных услуг — самые низкие в системе Минтранса.
Хочу отметить мудрую политику в отношении нашей организации руководства “Белавтодора”. Требуя неукоснительного выполнения поставленных задач, уделяют нашим проблемам внимания столько, сколько требуется. Мы всегда точно знаем, сколько тысяч тонн асфальтобетона, песчано-гравийных смесей, щебня и всего другого и куда надо доставить.
Заслуги
Самый крупный объект, в возведении которого мы участвовали, — МКАД. За свою работу удостоились самых лестных отзывов. Президент страны при вводе в строй кольцевой дороги из 50 организаций, участвующих в стройке, отметил две лучшие — 8-й стройтрест и наш “Белдортранс”. Это дало импульс к работе и подвигло на новые трудовые свершения.
Сегодня работаем тоже на ответственных участках. Выполнили задание Совмина и Мингорисполкома по укладке нового покрытия на проспекте Независимости в столице.
В таком же жесточайшем темпе мы и 8-й трест выполнили работы по подъезду к аэропорту “Минск-2”. Прекрасная получилась дорога.
Осваиваем большие объемы на дорогах Минск—Нарочь и Минск—Дзержинск. Недавно совместно с трестом N 5 начали работы по реконструкции дороги Минск—Логойск и развязки за спортивно-оздоровительным центром “Силичи”.
Совместное предприятие
Несколько лет мы изучали проблему перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов. Это отдельный вид деятельности. Брали за основу российский опыт и вскоре создали совместное предприятие “Белдортяжтранс”. Половина уставного капитала в нем наша, половина — российского “Тяжтранса”.
С белорусской стороны СП возглавил Валерий Петрович Приставка — опытный руководитель. Я уверен, что он выведет предприятие на запланированный уровень.
Поток грузов у СП не так велик. Но он постоянен — оборудование для химзаводов, самолеты, речные суда. Недавно перевозили оборудование для оперного театра. На днях транспортировали из Пинска до Августовского канала прогулочный туристический катер. Дел невпроворот.
Приезжайте на техосмотр
Более трех лет назад на предприятии была открыта станция технического осмотра, коллектив которой возглавил опытный специалист Вадим Николаевич Картель. Он же руководит и станцией технического обслуживания автомобилей.
В коллективе СТО 6 человек. Ежемесячно они приносят 40—45 миллионов рублей дохода. Там высочайшая культура производства. Работают на современнейшем немецком оборудовании. За свой труд от клиентов получают исключительно благодарности.
Станция техосмотра пришлась очень кстати. Рядом автомобильный рынок, огромный микрорайон Малиновка. Наша услуга им очень кстати.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter