Взрослые дети не помогают престарелым родителям. Причина в воспитании?

В долгу неоплаченном

Ситуации, когда немощные отец или мать нуждаются в уходе, не редкость. Забота о них — долг сыновний и дочерний не только с точки зрения морали, это и законом закрепленная обязанность. Однако жизнь порой путает карты. Случается, что детям приходится платить алименты отцу или матери, от которых в воспоминаниях остались лишь страх и унижение. Как не стать заложниками такой жизненной драмы?

Фото Рейтер

В  истории Марии и Александра Петренко (по этическим причинам фамилия и имена героев публикации изменены) суд уже расставил акценты: трудоспособные дети обязаны уплачивать алименты на содержание 69-летнего отца, который находится в доме-интернате для инвалидов и ветеранов труда и войны. И они исправно платят, при этом не прекращая попыток доказать, что не обязаны это делать. Почему? Свою позицию, точнее боль, Мария изложила в письме:

«Отец пил, издевался над нами, мы часто ночевали у соседей и знакомых, которые потом свидетельствовали в суде. Большую часть своего детства находились у маминой сестры, так как лишь у нее чувствовали себя в безопасности и не боялись за свою жизнь, всегда были накормлены. Отец состоял на учете в наркодиспансере, неоднократно лечился от алкогольной зависимости. Он не давал денег на наше содержание, выгонял из дома, выносил вещи и продукты. Пьяного мы его боялись — он бил нас и всегда говорил, что мы выродки и не его дети. Мама, чтобы нас содержать, работала и подрабатывала в выходные. Летом мы не отдыхали, как наши сверстники, потому что нам надо было зарабатывать на жизнь.

Когда мне было 16 лет, пьяный отец хотел меня изнасиловать. Я чудом вырвалась, наверное, в этом мне помог Бог. Если бы это случилось, я наложила бы на себя руки. Отец не раз избивал брата. Помню, как порезал ему осколком стекла щеку и сильно текла кровь. Я была маленькая, помочь брату не могла и только плакала, а мама была на работе.

После этой попытки изнасилования он испугался и, чтобы не посадили, ведь уже сидел за изнасилование, разбой и кражу, предложил нам купить ему в деревне дом, а взамен он откажется от своей доли в квартире и оставит нас в покое. Однажды пьяный уснул на улице и отморозил палец на ноге, за это ему дали 2-ю группу инвалидности. Потом сестра отца определила его в дом для инвалидов и ветеранов труда и войны. А мы платим алименты на содержание…»

При нашей встрече Мария не скрывала, что отца не простила.

— Разве он заслужил честь доживать свой век в таком интернате, где за содержание приходится доплачивать детям? — не в силах сдержать слезы спрашивала девушка.

В откровенном разговоре дочь призналась, что даже поступила на юрфак, чтобы самой на законных основаниях выяснить отношения с отцом.

В  прокуратуре Гродненской области констатировали, что самостоятельно нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи родители в суд с исковыми заявлениями о взыскании алиментов со взрослых детей обращаются нечасто. Возможно, кого-то гложет чувство вины за то, что не заботился о детях как должно, а иные смирились с тем, что брошены. Зато нередки случаи, когда такой иск предъявляют прокуроры.

Пример из Лидского района. Больной и немощный 84-летний отец двух сыновей нашел пристанище в отделении круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов территориального центра социального обслуживания населения. Его пенсии не хватало на лекарства и предметы гигиены, но детей это не беспокоило — о помощи ведь не просил. К ситуации подключилась районная прокуратура. В ходе проверки выяснилось, что двое взрослых трудоспособных сыновей могли, но не считали нужным помогать отцу. Только иск прокурора о взыскании алиментов в его пользу заставил вспомнить об обязанностях. И подобный случай не единичный.

Еще более циничными выглядят ситуации, когда дети становятся опекунами престарелых родителей лишь ради денег. 82-летнюю сельчанку суд признал недееспособной, решением райисполкома сын был назначен опекуном. Великовозрастный детина пил и жил на материнскую пенсию. Однажды зимой престарелая мать вышла из дома, поскользнулась, упала и сломала шейку бедра. В таком состоянии ее нашли односельчане и отправили в больницу. А сына даже не смутил тот факт, что немощной матери не оказалось дома, он не удосужился ее искать и ни разу не наведался в больницу. Такое кощунственное поведение попало в поле зрения районной прокуратуры, нерадивого сына от выполнения обязанностей опекуна освободили.

Увы, не редкость сегодня жизненные ситуации, когда нежеланием отца или матери наказать кровинушку по заслугам, сообщив о ее деяниях в соответствующие органы, пользуются многие великовозрастные чада.

Кодекс о браке и семье гласит, что дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Это святая обязанность и по духовным законам, ведь что посеешь, то и пожнешь. Но едва ли является справедливым, когда родительские грехи ложатся бременем на сына или дочь, как это случилось в рассказанной истории Марии и Александра.

Их мать Галина, с которой удалось поговорить, чувствует себя виноватой:

— Всю жизнь с мужем, отцом моих детей, мы прожили в страхе. Об одном жалею, что не лишила его вовремя родительских прав и развелась только тогда, когда узнала о попытке изнасилования дочери. Смогут ли эти близкие и такие далекие люди найти компромисс, простить обиды еще при жизни отца?

 КОМПЕТЕНТНО

Оксана Шульга, медиатор, директор Гродненского филиала учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право»:


— Я считаю, что нашим родителям не хватает правовой и психологической культуры, умений узнавать и защищать свои собственные интересы, чтобы впоследствии не попадать в сложные жизненные и правовые ситуации. Ко мне как к медиатору нередко обращаются женщины, которые подают на развод, но при этом не знают, как правильно обеспечить своим детям экономическую и психологическую безопасность, гарантированную им законом.

Нередко мужчины прибегают к различным формам мошенничества и обмана, чтобы не платить алименты или платить их в минимальном объеме. Я спрашиваю у таких взрослых людей: а хватит ли выделяемой на алименты суммы на нужды ребенка, а какие у ребенка потребности и интересы, а сколько необходимо финансовых и других родительских ресурсов, чтобы его потребности были удовлетворены в достаточной степени? Такие отцы, как правило, не могут дать конкретные ответы на эти вопросы, что говорит о низком уровне осознанного родительства.

Чтобы подобные ситуации не возникали, как матери, так и отцу необходимо нести одинаковую ответственность за воспитание и содержание детей. Как медиатор предлагаю, например, родителям в случае развода поработать с методиками, позволяющими проанализировать многие потребности ребенка, гарантировать друг другу безопасность и эффективное обеспечение его благополучия. Это дает возможность детям даже при раздельном проживании родителей общаться с каждым из них, формировать привязанность и теплые чувства, чтобы в будущем заботиться о матери и отце без принуждения и ссылки на закон.



Татьяна Вербель, старший помощник прокурора Гродненской области по правовому обеспечению и общественным связям:

— Стоит отметить, что на основа­нии статьи 101 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию родителей и возмещения затрат по уходу за ними, если судом будет установлено, что мать или отец уклонялись от выполнения родительских обязанностей. А лица, лишенные родительских прав, вовсе утрачивают право на получение содержания от своих детей.

В прошлом году в Гродненской области суды рассмотрели 356 дел о лишении родительских прав. Замечу, что эта категория дел является весьма сложной, ведь каждый семейный случай индивидуален. К слову, лишение родительских прав является исключительной мерой для защиты прав и интересов детей, производится только в судебном порядке с обязательным участием прокурора.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter