В добрый путь!

НА ЧАСАХ ровно 12 ночи, и в новеньком, как говорится, с иголочки, центре обработки информации зазвучали аплодисменты. Современная система начала отсчет первых рабочих минут в нашей республике. Она установлена с помощью солидного инвестора — австрийской компании «Капш Телематик Сервисиз». Теперь Беларусь вошла в число европейских стран с наиболее развитым техническим обеспечением автомагистралей.

С 1 августа началась коммерческая эксплуатация национальной системы электронного взимания платы за проезд по некоторым дорогам Беларуси BelToll (ЕТС-система)

НА ЧАСАХ ровно 12 ночи, и в новеньком, как говорится, с иголочки, центре обработки информации зазвучали аплодисменты. Современная система начала отсчет первых рабочих минут в нашей республике. Она установлена с помощью солидного инвестора — австрийской компании «Капш Телематик Сервисиз». Теперь Беларусь вошла в число европейских стран с наиболее развитым техническим обеспечением автомагистралей.

— Договор с белорусской стороной мы подписали 29 февраля, знаменательный в календаре день, поэтому решили продолжить необычную традицию и собрались всем коллективом ночью, — с улыбкой замечает главный оперативный директор компании Эрвин Топлак. — Благодаря опыту «Капш» по внедрению подобных систем во многих странах мира и в результате скоординированной работы с Министерством транспорта Беларуси, другими заинтересованными организациями мы смогли в достаточно сжатые сроки создать современную систему электронного сбора платы. Она соответствует самым высоким стандартам качества и, несомненно, принесет пользу белорусскому государству.

На огромном экране в режиме онлайн трасса  М1/E30 Брест—Минск — граница России, так называемая «олимпийка». Ее протяженность 609 километров, и она наиболее загружена. Поток машин даже сейчас, в ночное время. Естественно, здесь больше всего и станций контроля. Кстати, на платных дорогах всего их 56.

И вот видеосигнал из одного из пунктов. Три минуты работы системы — и готов первый нарушитель, двигающийся без специального бортового устройства, а значит, и без оплаты.

Что же считается нарушением, интересуюсь у начальника Транспортной инспекции Минтранса Леонида Лемеша.

— Неоплата или неполная оплата проезда. Неоплатой может считаться отсутствие бортового устройства, нерабочее состояние прибора, истекший срок его действия. Неполной оплатой — например, если владелец грузового транспорта при регистрации в системе декларирует меньшее количество осей. От них также зависит размер платы. Нарушением считается и переустановка бортового устройства на другой автомобиль, например, того же предприятия. Но электронную систему не проведешь, — уверен Леонид Лемеш.— Если нарушения выявлены, автовладелец обязан внести плату в увеличенном размере. Скажем, по одному факту неплательщик может внести сумму, как за проезд по всем 815 километрам платных дорог, хотя проедет только 10.

Так, не оплачивая должным образом и проехав по всей трассе М-1/Е30 через Беларусь, вместо, к примеру, 95—100 евро можно заплатить 1000 евро.

— Минтранс и австрийская компания полтора года вели совместную работу по реализации инвестпроекта, включающую подготовку нормативной базы, проектирование и непосредственно создание системы, — говорит заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко. — Проект очень сложный ввиду его новизны, ограниченности по времени реализации, а также необходимости создания большого числа сопутствующих нормативно-правовых документов. Но справились, и, думаю, успешно.

В разных странах такую систему называют «интеллигентной». Водители перестают ругаться из-за возникающих дорожных заторов: остановок, передачи денег, подъема и опускания шлагбаумов. Теперь все оперативно и четко. Современное шоссе — современный вид оплаты. Мы ожидаем, что внедрение новой, современной системы сбора платы за проезд по дорогам Беларуси принесет пользу экономике страны в части привлечения иностранных инвестиций и дальнейшего развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

— Ранее, напомню, у нас была одна платная дорога — М1/Е30. Суммы сбора на ней в предыдущие годы были в пределах 65 миллионов евро. Теперь перечень платных дорог расширен, а размер нынешних тарифов несколько выше применяемых ранее, —  отметил в разговоре с корреспондентом «БН» начальник главного управления автомобильных дорог Минтранса Евгений Рокало. — Старая система и BelToll — это абсолютно разные вещи по принципу и подходам взимания сборов.

 Раньше платили за проезд при пересечении автомобилем пункта, тогда не преследовался принцип оплаты пройденного расстояния. BelToll пункты сбора платы — это так называемые порталы над дорогой, которые распределены на сегменты. Проезжая тот или иной сегмент, с автовладельцев и взимается плата за пройденное расстояние.   

Евгений Рокало подчеркнул: деньги будут направляться в государственный бюджет.

 — Цель создания новой системы — увеличение нашей доходности, соответственно, мы ожидаем и увеличения финансирования в дорожное хозяйство. Наша задача — улучшить состояние не только платных автодорог, но и вообще всей республиканской сети.

И еще один интересный момент. Инвестиционный договор, заключенный с компанией «Капш», прежде всего коммерческий проект. Система строилась без участия бюджетных ресурсов. По договорным обязательствам в течение трех лет мы обязаны возместить инвестору затраты на создание инфраструктуры ЕТС-системы. Эти деньги также будут выплачены из суммы собираемых за проезд по дорогам средств.

Вчера уже к 9 часам утра с водителями из Беларуси, Латвии, Украины, России и некоторых других стран было заключено около 33 тысяч операций. Коммерческой электронной системой собрано за проезд около 600 миллионов рублей. Выявлено на платных дорогах и около 340 нарушителей, примерно 10 процентов от общего числа проезжающих.

— Мы сталкиваемся с тем, что достаточно большое число транспортных средств не оборудованы должным образом, — комментирует ситуацию Эрвин Топлак. — На сегодня  это типичное поведение людей, не предусмотревших установку бортовых устройств заранее.

Главный оперативный директор компании «Капш Телематик Сервисиз» предположил, что в течение следующих дней количество нарушений уменьшится, а положение с оплатой на дорогах стабилизируется в течение двух ближайших недель.

Все-таки велика еще у нас сила привычки все откладывать на последний день. Поэтому сейчас наблюдается, что вполне понятно, повышенный спрос на получение бортовых устройств для проезда по платным участкам. Минтранс Беларуси создал комиссию по мониторингу работы обслуживающих организаций электронной системы BelToll и возможных проблемных ситуаций у пользователей. Во всех пунктах обслуживания проводится изучение ситуации, каждые два часа информация обновляется. На основе получаемых сведений предпринимаются конкретные оперативные меры.

 Так что уплати — и в добрый путь!

Александр ШЕВКО и Сергей ЛОЗЮК (фото), «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter