А вчера педагоги встречались на девяти тематических секциях, где развернулось немало жарких, но очень продуктивных споров. Темы для дискуссий сформулировали так, чтобы ни одна из сфер образования не осталась в стороне. Чего не хватает дошкольному образованию? Как в школе сочетать традиции и инновации? Возможна ли инклюзия на всех этапах получения знаний? Чего ждет экономика страны от профессионального образования? Говорили много и о многом.
— Как вам новые программы? — то и дело слышишь в кулуарах форума.
— Кажется, наконец–то услышали математиков, — дает заключение один из педагогов, а его коллега, автор пособия по математике, отмечает:
— Многое уже обсудили, но хочется послушать коллег и зарядиться этой «образовательной» энергией.
— Чего от форума ожидаете? — интересуюсь у педагогов дошкольного образования.
— Практического опыта коллег. Больше примеров — меньше пустых слов.
Собственно, этому правилу и решили следовать большинство докладчиков. Учителя — люди пунктуальные, поэтому задолго до начала секций занимали места в аудиториях, внимательно изучали программу и делились профессиональными новостями с соседями. Больше всего острых вопросов накопилось в секции, посвященной традициям и новациям школьного образования. Среди них — профильная и допрофильная подготовка. Елена Гордей, директор Жемчужненской средней школы, уверена: пока живет школа — живет деревня. Поэтому профили в глубинке — дело важное и нужное. И специалист охотно поделилась с коллегами опытом, как их учебное заведение стало кластером, сотрудничая в том числе с Барановичским университетом. Важно и то, что уже сегодня каждый третий учитель в этой школе — ее выпускник. Хороший пример для учеников педагогических классов, которые на практике видят плоды старой доброй народной мудрости: где родился, там и пригодился. Тему педагогических классов продолжила и учитель витебской средней школы № 4 Ольга Зязюлькина:
— Педагогической профессии нужны мотивированные и духовно развитые личности!
Первым шагом в профессию здесь стал факультатив по педагогике. Во время дискуссий и деловых игр школьники отвечали для себя на главный вопрос: мое ли это? Следующее серьезное испытание — роль дублера, когда будущим педагогам предстояло на день подменить своих учителей. Непростая задачка! Впрочем, учителя затронули и наболевший вопрос: споры вокруг льгот при поступлении в вуз выпускников педклассов. Мол, по–прежнему есть опасение, что в учителя пойдут слабые ученики. Акценты расставила модератор дискуссии Светлана Уклейко, начальник управления общего среднего образования Минобразования:
— Слушаю выступающих и понимаю, что открытие профильных педклассов — это был правильный шаг. У таких опытных педагогов не может не быть достойной смены. Важно ковать кадры для нашей отрасли, но и про других не забывать.
Так плавно перешли к еще одной острой теме — профориентации на аграрные профессии. Тамара Сушкова, замдиректора по учебной работе средней школы № 2 Толочина, не понаслышке знает, как увлечь ребят садоводством, цветоводством и агрономией. База для таких занятий — пришкольный участок, где школьники узнают хитрости связанных с землей специальностей. А чего стоит парад сельскохозяйственных профессий, во время которого ученики презентуют приглянувшиеся специальности? Тем временем в школе № 2 города Горки могут похвастаться проектом «Малая академия» (прямая отсылка к горецкой сельхозакадемии): там за счет химии и биологии мотивируют ребят идти в аграрную сферу. Причем не обязательно в вуз, вариантов стать востребованным специалистом сегодня немало. И ведь что интересно, процент тех, кто делает выбор в пользу работы на земле, с каждым годом все выше и выше. А те, кто не поступил, применит полезные знания на дачных грядках, замечают в аудитории.
Одна из сложнейших задач образования на ближайшие годы — инклюзия на всех уровнях. Как? Ведь это новый социальный феномен не только для нашей страны. Искать решение предстоит в том числе Республиканскому ресурсному центру инклюзивного образования, который открылся в марте. Участники секции настолько увлеклись обсуждением, что напрочь забыли о регламенте. А говорить было о чем. Скажем, о тормозящем процесс нормативном факторе: до сих пор есть вопросы по поводу места инклюзивного обучения в важнейших образовательных документах. Или о разграничении поля деятельности педагога, его помощника, дефектолога и психолога. Есть сложности и с финансированием, а ведь деньги нужны и на исследования, которые докажут возможность инклюзии действительно на всех уровнях.
К СВЕДЕНИЮ
Телеверсия пленарного заседания Республиканского педсовета с участием Президента будет показана 24 августа в эфире телеканалов «Беларусь 1» и «Беларусь 24» в 21.30.
Ольга ПАСИЯК
pasiyak@sb.by
Говорят участники Республиканского педсовета
Сергей Касперович, начальник управления высшего образования Министерства образования:
— Мы будем обсуждать многие дискуссионные вопросы, ведь тема касается всех и каждого. В преддверии Республиканского педсовета были намечены главные ориентиры. Скажем, мы четко понимаем, что нужно интегрироваться в мировые образовательные процессы и в то же время сохранять то лучшее, что было. Также необходим баланс между фундаментальными знаниями и практикоориентированностью. Чтобы человек не приходил на конкретное рабочее место и знал только набор операций для него, а мог учиться на протяжении всей жизни.
Ирина Кускова, замначальника управления образования Могилевского облисполкома:
— Я курирую вопросы воспитательной работы, охраны прав детства, дошкольного образования. Поэтому для меня особенно важно их обсудить и услышать о перспективах, куда мы дальше будем двигаться. Соизмерить, на правильном ли мы пути, и определить задачи на предстоящий год. Например, актуальна тема дошкольного образования. Все начинается именно с него, и что мы заложим в этом возрасте, то и получим в дальнейшем. Мы готовы к новым предложениям.
Ирина Галенчик, заведующая ГУО «Специальный детский сад № 231 для детей с тяжелыми нарушениями речи», Минск:
— Сегодня в образовании много вопросов по инклюзии. Очень актуальна проблема детей с особенностями психофизического развития, решать ее надо быстро, глобально и, естественно, на уровне государства. Здесь и оказание помощи этим ребятам, и их социализация в обществе, и принятие другими людьми. Важна, конечно же, грамотная медицинская и педагогическая помощь.
Леонид Валентюкевич, директор УО «Гродненский государственный областной дворец творчества детей и молодежи»:
— Для меня на первом месте два вопроса. Первый: как будет работать общеобразовательная школа? Второй: как на этом фоне мы построим работу учреждений дополнительного образования, которая зависит от школьного расписания? Дети должны быть чем–то заняты, и мы предлагаем 8 глобальных блоков по музыке, хореографии, изо, декоративно–прикладному и техническому творчеству, а также по спорту, экологии, различным интеллектуальным клубам. Сегодня у нас дополнительно занимаются 3.500 ребят.
Виктория Белоусова, замдиректора по учебной работе УО «Клястицкая детский сад — средняя школа»:
— Для нашей школы один из важных вопросов на форуме — гражданско–патриотическое воспитание. Мы работаем по творческому проекту, посвященному формированию гражданско–патриотических качеств личности на основе историко–культурного наследия родного края. Россонщина — это значимые исторические места, а судьба нашего агрогородка тесно связана и с войной 1812 года, и с партизанским движением в годы Великой Отечественной. На чем, как не на таком наследии, воспитывать молодежь?