Качественное образование в МГЛУ – это умение соединить знание иностранных языков с надпрофессиональными навыками

В диалоге со всем миром

Стандарты в подготовке специалистов в Минском государственном лингвистическом университете развиваются вместе с запросами рынка труда

Наталья Лаптева.
Еще десятилетие назад считалось, что высокообразованному и высококвалифицированному специалисту в условиях глобализации и развития новых технологий необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком. Позже требования к работникам со стороны нанимателей изменились — предпочтение отдается тому, кто, получив диплом, имеет опыт профессиональной социализации. О том, как отвечают на вызовы времени в Минском государственном лингвистическом университете, нам рассказала ректор МГЛУ Наталья Лаптева.

— Наталья Евгеньевна, минский иняз, как известно, дает гарантию высокого качества получаемых студентами знаний по иностранным языкам. Какие организации являются сегодня основными нанимателями молодых специалистов?

— Обладатели квалификации «Лингвист. Преподаватель двух иностранных языков» прежде всего востребованы в учреждениях общего среднего, среднего специального, высшего и дополнительного образования. Молодые специалисты в области переводоведения — преимущественно в компаниях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, в переводческих агентствах. У тех, чей конек — межкультурные коммуникации, спектр применения знаний шире: их берут на работу логистические компании, предприятия IT-сферы. Обучение в нашем вузе подразумевает овладевание как минимум двумя иностранными языками. 
Более того, студенты все чаще пользуются возможностью изучить три языка, иногда начинают осваивать четвертый. С прошлого года мы вносим такую информацию в приложение к диплому, так что работодатель может сразу убедиться в полноте полученных знаний.
— Но многие работодатели также ожидают от молодых специалистов наличия и так называемых надпрофессиональных навыков, которые еще называют Soft skills…

— Это важные для карьеры навыки, отвечающие за успешное участие в рабочем процессе и не связанные с конкретной предметной областью. Мы видим подобную тенденцию и по результатам собеседований, которые студенты, как правило, проходят, получая первое рабочее место. Общаясь с потенциальными заказчиками кадров, мы, исходя из запросов, определяем направления, где необходимо усилить работу, чтобы помочь выпускнику более уверенно чувствовать себя на рынке труда. Деятельность МГЛУ по развитию надпрофессиональных компетенций идет по трем направлениям: учебная и внеучебная деятельность, а также реализация международных контактов и межвузовских договоров о сотрудничестве. Учебные дисциплины дополняются модулями, предусматривающими развитие дополнительных компетенций. Участие в научных мероприятиях (международных и республиканских конференциях и форумах, научных чтениях, днях науки МГЛУ) — отличная возможность приобрести опыт публичных выступлений и дискуссионного общения. Большую пользу приносит волонтерская работа, в рамках которой наши студенты работают в пяти различных направлениях. Например, переводческая деятельность в ходе сопровождения мероприятий — это бесценный опыт для будущего специалиста по межкультурным коммуникациям и переводчика. Волонтерство в экологической сфере помогает устанавливать контакты, формировать предпринимательские навыки, работать в команде. Патриотическая сфера подразумевает развитие таких качеств, как сострадание, готовность оказывать помощь другим, что является хорошим подспорьем для будущих педагогов.

— Качество образования также во многом зависит от того, своевременно ли студент определился со сферой приложения своих сил. Все ли будущие обладатели дипломов четко знают, чем займутся в начале трудовой карьеры?

— Утверждать, что все выпускники имеют четкое представление, чем хотели бы заниматься в профессиональной деятельности, наверное, нельзя. У некоторых студентов неуверенность в выборе присутствует, и связана она, скорее, с широким спектром возможностей. Видя это, мы помогаем молодым людям с самоопределением. В частности, рассматриваем возможность организации практики таким образом, чтобы уже на первом курсе студент имел возможность ознакомиться с различными направлениями профессиональной деятельности в соответствии с получаемым образованием. Тогда дальнейшая практика будет направлена и на овладение практическими компетенциями.

Студенты переводческого факультета Светлана Боричевская, Эллина Карась, Анна Сенгаева.

— Какими инновационными методами и технологиями обучения может похвастаться МГЛУ?

— Скорее, это сплав инноваций с хорошо зарекомендовавшими себя современными методами. Например, мы достаточно активно впускаем в сферу обучения иностранным языкам, в том числе в аудиторном формате, все доступные гаджеты. Скажем, на занятии по практической грамматике студенты, чтобы проверить качество усвоения материала, пользуются смартфонами или планшетами для выполнения тренировочных заданий. Преподаватель параллельно демонстрирует полученные ответы на экране. При этом ответы систематизируются и не указывается, кто именно допустил ошибку. В результате совместного обсуждения типичных ошибок пробелы в знаниях закрываются, экономится время, а в процесс передачи знаний вовлечен каждый студент. Помогают качественно усваивать информацию и технологии совместной работы — мы называем их личностно ориентированными. Они позволяют организовывать командную, групповую работу с элементами симуляции профессиональной деятельности. Акцент делаем на создании лабораторий, позволяющих моделировать пространство и создавать реальные ситуации общения. 
Наша мечта, причем вполне реальная, — создание большого конференц-зала с возможностью синхронного перевода. Помещения есть, средства тоже, речь лишь о совершенствовании материально-технической базы. 
Создание для всех студентов учебной обстановки, максимально приближенной к «боевой», — амбициозная задача. Впрочем, техническое оснащение и без того хорошее: 80 процентов учебных аудиторий оснащены средствами интерактивного обучения. Параллельно развиваем образовательный портал МГЛУ, чтобы студенты и преподаватели могли организовывать процесс обучения в синхронном и асинхронном онлайн-формате. Работа на образовательном портале позволит студентам развивать умения самостоятельной работы и подготовит к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию, столь востребованному в быстро развивающемся мире.
В 2021 году из МГЛУ выйдут  1498 дипломированных молодых специалистов, 549 из которых обучались за счет средств бюджета, а 949 — на платной основе.
nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter