В диалоге не место молчанию

Излишество административных  процедур, сложное законодательство, высокие налоги — традиционные жалобы частного сектора белорусской экономики...

Большое количество административных  процедур, сложное законодательство, высокие налоги — традиционные жалобы частного сектора белорусской экономики. Впрочем, об отсутствии всяких ограничений и правил мечтает каждый предприниматель. Однако немногие белорусские коммерсанты задумываются, что бы произошло с  их компаниями, если бы завтра государство волевым решением выпустило предпринимательство из-под столь «обременительного» контроля?! 

Думаю, ничего хорошего. По крайней мере, всплеска предпринимательской активности точно бы не произошло. Относительно слабые отечественные компании мгновенно смели бы на нашем рынке соседние матерые бизнесмены. Российские и украинские коммерсанты прошли не один этап передела собственности. Причем дело приходилось иметь не с вежливыми белорусскими контролерами, а с бандитскими группировками. Такой путь становления предпринимательства, естественно, не самый оптимальный и эффективный. Но криминальное лихолетье заставляет людей по-другому смотреть на вещи. В некоторой степени даже толкает коммерцию на службу обществу. Ибо дилемма проста: либо братки с кистенями и игра без правил, либо стабильная государственная система, которая защищает предпринимателей от незаконных поползновений, но в свою очередь требует тщательно соблюдать интересы потребителей. 

Конечно, отечественное законодательство далеко от совершенства, немало еще в нем встречается нестыковок, хватает и различных административных барьеров, которые притормаживают бизнес. Вот только справедливо ли в этом винить лишь одно государство? Многие вопросы и проблемы, которые не раз и не два обсуждались, могли бы быть уже давно решенными предпринимателями самостоятельно. Другой вопрос, что только единицы готовы не разводить демагогию, а работать в этом направлении. В Западной Европе отраслевые и общественные организации предпринимателей серьезно изучают различные проблемы, анализируют их и вносят свои предложения по совершенствованию законодательства. Причем фактически предлагают готовые документы, отработанные специалистами до мелочей. 

В Беларуси ситуация, к сожалению, немного иная. Скажем, все ратуют за снижение налоговой нагрузки. Замечательно. Но была ли представлена бизнес-сообществом на рассмотрение органов госуправления цельная концепция или программа по упрощению и снижению фискального бремени? Да, предложения имелись, и весьма многочисленные. Но были ли они просчитаны, проработаны, в том числе и с точки  зрения интересов общества и государства в целом? Таких документов лично мне видеть не приходилось. Зачастую инициатива сводится к прозаической формуле «бросили мысль». А различные бюджетные институты, аналитические центры и организации отрабатывают идеи: мол, пускай примеряют их к практике, оценивают возможности для внедрения… 

Получается, что государство должно детально вникать в проблемы коммерсантов! Странный подход. Ведь на Западе, который любят вспоминать иные «аналитики» к месту и не к месту, бизнес — двигатель прогресса. В том числе и в области законодательства. Даже в России и Украине общественные организации предпринимателей за свой счет нанимают сотни специалистов и ученых, чтобы они со знанием дела анализировали широкий круг проблем и предоставляли органам госуправления взвешенные предложения. 

Конечно, общество заинтересовано в динамичном развитии частного сектора экономики. Именно коммерческие предприятия обладают потенциалом для роста, что значительно может улучшить макроэкономические показатели: увеличение ВВП, объемы налоговых поступлений, количество высокооплачиваемых рабочих мест… Однако и коммерсантам вроде бы тоже необходимо улучшение бизнес-климата в стране и совершенствование экономического законодательства. Ведь от этого зависят и стабильность работы предприятия, и рентабельность, и стоимость заемных ресурсов, и норма прибыли… В Европе именно богатые люди наиболее активны в общественной деятельности. Во-первых, представители от коммерции во все времена являлись самой передовой и интеллектуальной прослойкой общества. Ибо капитал, как правило, зарабатывают, как минимум, лучшие среди равных. Во-вторых, у состоятельных людей больше стимулов стараться сделать жизнь в стране лучше со всех точек зрения. Им, как никому в обществе, есть что терять. Поэтому именно бизнес-сообщество всегда выступает источником инициатив в самых различных областях: участвуют в качестве консультантов в законотворческой деятельности, финансируют различные исследования и научные разработки, стараются сгладить углы социальных и политических противоречий — капитал любит стабильность… 

Белорусские бизнесмены пока скептически взирают на общественную деятельность. Отечественные предпринимательские союзы так и остались немногочисленными. В прошлом году, по данным исследовательского центра Института приватизации и менеджмента, в них состояло всего 10—12 % белорусских бизнесменов. Другими словами, большинство «частников» стараются оставаться в тени. Наверное, это — основной тормоз в диалоге государства и бизнеса. За последний год климат для коммерции в стране значительно потеплел. По крайней мере, госорганы всеми силами стараются зажечь зеленый свет для бизнеса. 

Но узнать реальные чаяния коммерсантов сегодня весьма проблематично. Что необходимо для динамичного развития ныне существующих 40 тысяч малых предприятий? Снижение налогов и снятие административных барьеров? Банально, и звучит немного по-детски. Конечно, оставлять всю прибыль себе — мечта любого предпринимателя. В принципе, и всю территорию республики можно превратить в офшорную зону. Иностранный капитал, естественно, потечет рекой в страну. Станет ли лучше от этого отечественным коммерсантам? Ведь транснациональные киты в благоприятных условиях за несколько лет на корню «выметут» подчистую нерасторопный отечественный бизнес с национального рынка. Поэтому административные барьеры в некоторой степени сегодня играют на руку частному сектору экономики. Так или иначе, но они сдерживают натиск импортных конкурентов. 

Увы, современные «частники», вряд ли способны выработать национальную стратегию развития бизнеса в республике. Заняли удобную позицию: пусть этим занимается Министерство экономики, правительство. Но тогда пора прекратить пенять на зарегулированность бизнеса и кивать на Европу. Действительно, административные процедуры там сведены к разумному минимуму. Но в ЕС коммерческие организации наладили самоконтроль за своей деятельностью. В ряде случаев определенные ими жесткие правила игры на рынке диктует не государство, а отраслевые общественные организации. Цель такого «общественного законодательства» — найти паритет интересов капитала и потребителей. Чтобы, так сказать, все остались довольны. Ведь перекос выгоды в пользу одной из сторон неминуемо влечет за собой социальный конфликт. Поэтому постановления отраслевых «общественников» действуют не хуже законов. Можно, конечно, их и не выполнять, никто в суд не потянет, но от белой вороны отвернутся все партнеры. 

Белорусский частный сектор экономики пока разобщен. В нашей стране даже говорить о бизнес-сообществе пока не приходится. Есть просто совокупность коммерческих предприятий и компаний. Не более того. И каждая из них готова защищать собственные интересы, но равнодушно относится к отраслевым проблемам. А поэтому и предпринимательские организации слабы, в том числе и финансово. Бизнес готов номинально участвовать в ОО, но не инвестировать в это направление деньги. Итог: белорусские общественники не имеют средств, чтобы нанять специалистов. А без профессионалов подготовить грамотное «проходное» предложение для госорганов нереально. Поэтому зачастую предпринимательские инициативы и превращаются в говорильню той или иной громкости, совершенно бесполезную с утилитарной точки зрения. 

Иной раз приходится слышать: мол, вести с государством диалог бесполезно. Все равно ничего не докажешь. Правда, чтобы делать какое-либо утверждение, необходимо попробовать. Вот, например, совместный проект ПРООН и Совета по развитию предпринимательства при Президенте имел большой положительный практический успех. Целый перечень инициатив, которые выдвинули ПРООН и Совет, нашел законодательное воплощение. И никакого секрета в успехе проекта нет. Во-первых, он получил достойное финансирование от международной организации. Во-вторых, все предложения по улучшению бизнес-климата готовили специалисты-профессионалы. А поэтому ПРООН и Совету удалось доказать в диалоге с государством свою правоту. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter