«В деревне черпаешь мудрость...»

СКАЗАТЬ, что персона Леонида Щемелева в изобразительном искусстве республики знаковая, — значит, не сказать ничего. Работам легендарного живописца (хотя таковым сам себя Леонид Дмитриевич не считает) рукоплескали влиятельные галереи мира, высоко оценивали самые искушенные искусствоведы и арт-эксперты. Леонид Щемелев, художник с городскими корнями и пропиской, но пишет в том числе и на сельскую тему. Откуда мэтр черпает образы для своих работ? Почему искусство не так востребовано в массах, как прежде? О чем должны писать художники? Ответы на эти вопросы — в эксклюзивном интервью Леонида ЩЕМЕЛЕВА.

Почему народный художник не работает на заказ и в чем особенность сельской интеллигенции по Леониду Щемелеву

СКАЗАТЬ, что персона Леонида Щемелева в изобразительном искусстве республики знаковая, — значит, не сказать ничего. Работам легендарного живописца (хотя таковым сам себя Леонид Дмитриевич не считает) рукоплескали влиятельные галереи мира, высоко оценивали самые искушенные искусствоведы и арт-эксперты. Леонид Щемелев, художник с городскими корнями и пропиской, но пишет в том числе и на сельскую тему. Откуда мэтр черпает образы для своих работ? Почему искусство не так востребовано в массах, как прежде? О чем должны писать художники? Ответы на эти вопросы — в эксклюзивном интервью Леонида ЩЕМЕЛЕВА.

МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ с живописцем в его мастерской накануне 91-го дня его рождения. Леонид Дмитриевич в свои годы необычайно энергичен и деловит. Встретил нас рассказом о действующей выставке. Экспозиция, собранная и оформленная авторитетным арт-критиком Татьяной Бембель, открылась в Художественной галерее Михаила Савицкого 28 декабря года ушедшего. Это собрание завершает выставочный цикл юбилейного для Леонида Щемелева 2013 года. 90-летие патриарха белорусского изобразительного искусства началось в феврале масштабной экспозицией в Национальном художественном музее. Затем — камерный вернисаж в Городской художественной галерее произведений Леонида Щемелева. Весной — выставка в Санкт-Петербурге…

— Я присутствовал на установке экспозиции в Художественной галерее Михаила Савицкого, поэтому на такое авторское оформление дал согласие. Татьяна Бембель — интересный искусствовед-профессионал. И ее отличительная особенность не в том, что она внучка известного Бембеля, а в том, как рассуждает об искусстве. Ее трепетное отношение, внимание к определенному художнику дорогого стоит.

— То есть вы довольны персональной выставкой?

— Да. Но ведь представить хорошее собрание не так просто, как кажется обычному человеку. Многим художникам очень сложно выставляться так, чтобы быть замеченным. Нужно, чтобы прослеживалось творческое развитие художника, его взгляд на мир, на то, чем живет Беларусь. Необходима авторская позиция. Естественно, Министерство культуры должно в этом помогать.

В советское время был патронат государства, а сейчас его нет. А если даже и есть, то от случая к случаю.  Очевидно, что поддержки художникам, которая есть со стороны государства, недостаточно. В те времена, когда открывалась выставка, всегда приходил Машеров. Он осматривал экспозицию, а затем брал слово. На одной из встреч с художниками мастера изобразительного искусства говорили о том, что для повышения качества искусства им необходимо достойное место работы и жилье. После этого Машеров принял решение, и в центре Минска был построен дом с мастерскими и отдельное многоэтажное здание мастерских.

С 1961 года и вплоть до распада СССР Щемелев несколько раз в год с персональными выставками выступал как в Минске, так и в Москве. Участие в проектах было интересно не только с материальной точки зрения. Те выставки давали мэтру, как он сам признается, «приподнятость духа, ценнейшую обратную связь — с любителями искусства, с художниками со всего Советского Союза».

— Сейчас этой близости со зрителем у художников нет. Искусство должно быть признано народом, оно должно «доходить» до аудитории. Нет отклика? Думайте, как совершенствоваться, постоянно ищите авторское «я». Причем художник, по моему мнению, — не обычный летописец жизни, который фиксирует какие-то исторические вехи, эпохальные события. Он должен быть своего рода прорицателем, выражать свою индивидуальность.

— Леонид Дмитриевич, может быть, наши современные художники просто закрывают глаза на эти прописные истины в погоне за рублем? Хотя и здесь можно поспорить: иные мировые шедевры в свое время писались на заказ…

— Да, я замечаю, что многие художники, особенно молодые, уверены: нужно уметь себя продвигать, продавать. Как относиться зрителю к таким установкам? Однозначно: искусство — это не зарабатывание денег в чистом виде. Деньги — это хорошо, они нужны для того, чтобы жить. Но творчество — дело не денежное. Можно работать годы и не получать ничего. Еще и поэтому  должно быть какое-никакое государственное обеспечение художников. У нас должен быть  действенный Союз художников, интересные работы.

САМ Леонид Дмитриевич на заказ не работает, даже рыночных расценок не знает. Верен в одном: если художник стал на этот путь, он должен следовать указаниям заказчика. Тот будет командовать, что для художника неприемлемо. Это конец творчеству. Поэтому и получаются эмоционально «ровные» холсты, которые, может быть, кому-то и нравятся, а для художника они неинтересны. Так, у мастеров, занятых оформлением Московского метро, припомнил Щемелев, получились отличные работы, хотя и заказные. Почему? Им доверили собственное представление подземной артерии, хотя генеральной линией, конечно, была идея большой страны.

Эксперты отмечают, что в современной Беларуси медленно, но верно формируется свой арт-рынок. И заметную роль в нем играет государство. Например, галерея народного художника Беларуси Михаила Савицкого, открытая полтора года назад в Минске, создана по поручению главы государства. Кстати, Президент Александр Лукашенко одним из первых посетил галерею.

В Минске после реконструкции работает филиал Национального художественного музея Республики Беларусь «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины ХIХ века». В трех залах жилой части господского дома разместилась портретная галерея, включающая 20 усадебных портретов, предназначенных исключительно для родных, для своих потомков. Пример совсем свежий — Галерея имени художников Егоровых открылась в Гомеле 30 января. Новый выставочный зал предназначен для представления творчества живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства области. Площадка Галереи — уникальная возможность для персональных и тематических выставок местных авторов.

— Белорусский арт-рынок торит себе дорогу сам. И это естественно. Просто, как мне кажется, профессия художника сейчас не столь востребована обществом…

— Проблема в том, что искусство утратило свою необходимость. Раньше людей приобщали к искусству. Художник воспринимался как явление, а сейчас эта ценность  утрачена. А если у человека, богатого или нищего, нет эстетического взгляда — он мертвый, полуинтересный.

— То есть это все-таки наша общая вина в том, что мы мало просвещены культурно?

— Люди в большинстве своем разучились восторгаться искусством. А это ощущение должно закладываться с детства. В школе на уроках по искусству должен быть специалист, который увлеченно объяснял бы детям, как он видит ту или иную картину, как интерпретирует тему. Вот в чем интерес. Я учился в обычной школе в Витебске. Но какой у нас был замечательный педагог по изобразительному искусству! На каждом уроке показывал лучшие образцы живописи, графики, вдохновенно о них рассказывал… К сожалению, достойной воспитательной системы по рисованию и изобразительной культуре сейчас в Беларуси не вижу.

— А как же система профессионального художественного образования?

— У нас нет той художественной направленности в Академии искусств, которая бы открывала для студентов что-то особенное. Например, нам повезло с выдающимся художником и педагогом Виталием Цвирко. Виталий Константинович проводил в свой класс отбор. В нашей группе — 15 человек, я был старостой, но это не давало мне никаких поблажек со стороны преподавателя. Учитель увлекал нас. Когда молодому художнику что-то не удавалось, показывал, как выйти из положения, улучшить работу. Нужно было не просто написать, а найти свое самостоятельное художественное суждение. За что и люблю его как педагога.

ВЫДАЮЩЕГОСЯ художника, гремевшего с выставками в Москве, Виталия Цвирко можно было увидеть на встрече с простыми крестьянами. Именно с теми, кто работал на земле, в деревне. Кстати, любовь к сельскости у интеллигента из Витебска Леонида Щемелева — именно от Цвирко. Педагог приучал видеть красоту крестьянской жизни, сельского пейзажа, мудрость деревенских людей, их уникальность. Наверное, поэтому от холстов о белорусском селе, принадлежащих кисти горожанина Щемелева, веет необыкновенной теплотой и спокойствием.

— Реально ли, чтобы в провинциальном городке или даже в крупном поселке у нас открылась какая-то выставка именитых художников для сельчан?

— Увы, сейчас даже в академии не организуют «хождения» в народ, чтобы художники писали портреты, пейзажи… Есть результативные пленэры с выездом в глубинку, но их немного. По сути, художник наш особо не работает конкретно для села: он мыслит образами, пишет красивое явление в жизни, в том числе в сельской. Если ехать с тем, чтобы просто показать, как рисует художник крестьян, будет неинтересно. Однажды я был у своих родственников под Витебском. Сижу как-то вечерком в хате, отдыхаю. В дом приходит соседская девочка: «Дядька, вас зовут на свадьбу». Я и пошел. После написал картину «Свадьба»… То есть в деревне черпаешь то, что связано с какой-то народной мудростью, проницательностью.

Мне интересно следить за судьбой своих работ. Особенно если холст попадает в музей. Иногда хожу и смотрю, в каких условиях находятся работы, велико ли к ним зрительское внимание. Но есть много картин, судьба которых мне почти неизвестна. Например, в Америке не один десяток моих работ. Но я знаю, что туда не поеду. Мне достаточно Франции, Италии, других стран Европы… Не стесняюсь признаться, что хотел бы усовершенствовать полотна уже написанные. Убежден: чтобы картина жила, над ней изначально нужно много работать.

— Десятый год в Минске работает художественная галерея, названная в вашу честь. Леонид Дмитриевич, какую судьбу хотели бы этому арт-проекту?

— Хочу, чтобы те 60 работ, которые я подарил городу (а подарок щедрый. — Прим. авт.), остались замеченными. Такие проекты, и в этом мы уже убедились, интересны людям из разных стран. Искусство — презентация нации, нашего народа. И представление это очень ответственное. И, как никто другой, чувствуют это сельские интеллигенты. Такая прослойка в белорусской глубинке есть. Интеллигентов на селе очень много. Они чувственнее, чем городские. И эта чувственность не нахальна, а скромна в выражениях и в общении с людьми. Именно это захватывает.

5 ФЕВРАЛЯ Леониду Щемелеву, народному художнику Беларуси, лауреату Государственной премии Беларуси, лауреату премии Союзного государства, исполнился 91 год. Поздравления имениннику пришли из многих уголков Беларуси, из-за рубежа. Очередной день рождения патриарх белорусского изобразительного искусства отметил в тесном семейном кругу. Жену, детей и внуков классик-живописец считает все же самым главным достижением жизни, своей наградой и счастьем.

С прошедшим, Леонид Дмитриевич, и от всех сельчан!

ДОСЬЕ «СГ»

Леонид ЩЕМЕЛЕВ родился в Витебске в 1923 году. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны I и II степеней. В 1959 году окончил Белорусский театрально-художественный институт (теперь Белорусская государственная академия искусств). Награжден медалью и орденом Франциска Скорины. Почетный гражданин Минска. Его произведения — в фондах Национального художественного музея Беларуси, Музея современного изобразительного искусства в Минске, Третьяковской галереи и выставочного объединения «Центральный дом художника» в Москве.

Татьяна УСКОВА, «СГ»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter