В депутаты я хочу!

Пусть меня научат? Слова, вынесенные в заголовок, вовсе не шутка - именно эту просьбу чаще всего высказывают граждане, набирая номер телефона Центральной избирательной комиссии.
Пусть меня научат?

Слова, вынесенные в заголовок, вовсе не шутка - именно эту просьбу чаще всего высказывают граждане, набирая номер телефона Центральной избирательной комиссии. И таких желающих немало. "Но за три месяца до выборов сделать это невозможно!" - сокрушается председатель Центризбиркома Лидия Ермошина.

Озабоченность понятна. Если уж решил стать парламентарием, то готовиться к этому должен отнюдь не на скорую руку. А такое, мягко говоря, несерьезное отношение к ответственному экзамену выглядит по меньшей мере наивно. Идти на выборы, не имея понятия ни об избирательном законодательстве, ни об избирательных технологиях, - это все равно что бодаться с дубом... Кстати, в законодательствах многих стран существует такая норма, как избирательный залог. Согласно ей, для того чтобы зарегистрироваться кандидатом в депутаты, претендент обязан внести определенную сумму денег.

"В принципе, я за то, чтобы подобная норма появилась и в нашем законодательстве, - говорит Лидия Михайловна. - Это поможет оградить избирателей от несерьезных кандидатов".

Действительно, когда дело касается личного кошелька, всякий, кто рассчитывает на авось, подумает: а стоит ли рисковать? К бюджетным средствам отношение, понятно, иное.

Между тем предстоящая избирательная кампания обойдется белорусским налогоплательщикам в 12 млрд. 750 млн. рублей, или в 6 млн. долларов. Сумма не маленькая. Но это всего около 67 процентов от возможной идеальной потребности, которая была заявлена Центризбиркомом первоначально. Ежегодно стоимость выборов растет. Например, на парламентские выборы 2000 года планировалась сумма, эквивалентная 4 млн. долларов, хотя уложились в два. Первый финансовый транш нынешней кампании Центризбирком начнет осваивать в конце мая, когда приступит к изготовлению печатной продукции - бланков документов и брошюр с методическими указаниями.

Особенная деталь предстоящих выборов - ожидаемая высокая конкуренция. Если в предыдущих большинство оппозиционных партий не участвовало, то сейчас картина совершенно противоположная. Многие политики столь же решительно, как бойкотировали выборы, сейчас изъявляют желание идти на охоту за мандатом. Как полагает Лидия Ермошина, не последнюю роль в этом сыграла поездка представителей белорусских партий в Россию накануне выборов в Госдуму, где они работали в штабе СПС. Кстати, многие пришли к выводу, что расхожие схемы ("у них все хорошо, у нас - все плохо"...) несколько примитивны. Тем не менее каждая кампания сопровождается одним и тем же лозунгом: даешь изменения в избирательном законодательстве! Хотя все прекрасно осознают, что по ходу процесса правила никогда не меняются.

По мнению председателя Центризбиркома, белорусское законодательство позволяет обеспечить проведение выборов в соответствии с международными стандартами. А всякое его изменение сейчас не то что нежелательно - оно невозможно. "Корректируя избирательное законодательство сегодня, мы можем оставить местные избиркомы без методических разъяснений, которые являются для них своего рода учебными пособиями, - говорит Лидия Михайловна. - Над ними мы работаем с сентября прошлого года, опираясь на действующий закон". Поэтому, считает она, если законодательство и должно меняться, то "очень плавно и задолго до выборов". Только стоит ли это делать в угоду чьим-либо конъюнктурным политическим интересам?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter