В чью пользу счет?

Гомельчане смогут узнать, как расходуется их плата за коммунальные услуги

Гомельчане смогут узнать, как расходуется их плата за коммунальные услуги


Всякий раз, когда в подъезде перегорает лампочка, а лифт, как правило, в выходные замирает, задаюсь риторическим вопросом: «За что плачу?!» До сих пор гомельские службы ЖКХ на этот вопрос отвечали, если можно так выразиться, общо. Но скоро обещают конкретику.


В Гомеле немало тех, кто желает знать, куда уходят лично его коммунальные платежи.


— Жалоб много. Жилищный фонд стареет, — признают коммунальники. — Не поспеваем. А люди требуют ремонта.


То ли беспокойство жильцов, то ли острая необходимость вести хозяйство по–новому подтолкнули областное управление ЖКХ к смелому эксперименту. Его суть: внедрить программу, позволяющую видеть до копейки доходы и расходы каждого дома.


Заместитель директора подведомственного городского предприятия Виктор Емельянцев не скрывает, что путь к этому оказался тернистым, «мозговой штурм» длился около двух лет:


— Над этой темой мы работали с гомельской компанией «Комсервис». Сейчас практически завершаем. Получили комплекс программ под единым названием «Пилигрим. Учет затрат. Жилищный фонд», полностью отслеживающий экономику дома — от коммунальных поступлений до реальной платы за воду, энергоресурсы, вывоз мусора. Во втором полугодии планируем запустить проект.


— То есть вопросов у жильцов не останется?


— Останутся наверняка, — не отрывается от реальности специалист. — Однако теперь мы сможем дать полную раскладку того, что делается на деньги людей, внесших плату за коммунальные услуги. Предоставлять такую информацию вскоре будут во всех районных коммунальных предприятиях города. А мы, наконец, получим картину, какой дом убыточный, какой — нет. Сможем планировать действия по исправлению ситуации.


Ничего подобного в Беларуси еще не было. Как и в ближайших странах–соседках. Директор ОДО «Комсервис» Александр Кузнецов уверен, что работа «Пилигрима» даст коммунальникам солидный материал для анализа. В стремлении к прозрачности дальше всех продвинулось районное коммунальное жилищно–ремонтное эксплуатационное предприятие «Новобелицкое». Здесь программный комплекс уже внедрили. Сейчас каждый из 230 домов разбирают по «статьям». Начальник планово–экономического отдела Светлана Минкинен, «листая» на компьютере слайды–схемы, между делом замечает, что уже есть интересные результаты:


— Мы еще сводим цифры воедино, но первые поводы для размышления уже появились. Смотрите на экран, — щелкает она по клавиатуре. — Берем два дома, к примеру, 70–х годов постройки. Один сравнительно благополучен по доходам и расходам, а второй — с хвостом убытков. Почему?


У главного инженера предприятия Виталия Тимашкова тоже появился повод для оптимизма. Теперь легче станет общаться с жильцами, упрямо отказывающимися платить за техобслуживание. Ведь на словах бывает трудно объяснить, что уборка во дворе, мытье подъезда, остекление окон стоят денег. А цифры — аргумент убедительный.


Денег от внедрения «ноу–хау» в городском ЖКХ, конечно, не прибавится. Однако прозрачность такой громоздкой и сложной отрасли, как жилищно–коммунальное хозяйство, — тоже весьма ценное качество.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter