В чужом теле

Корреспондент «СБ» наблюдал за поединком сборных Беларуси и Турции с позиции вратаря

Корреспондент «СБ» наблюдал за поединком сборных Беларуси и Турции с позиции вратаря


Наблюдать за футболом из ложи прессы — все равно, что через стекло аквариума на рыбок смотреть. Оно, конечно, видно всех отлично: маневры, пути перемещения, тактика и стратегия, но жизнь прочувствовать при этом никак нельзя. А вот спустившись в чашу стадиона, оказавшись на беговой дорожке, под взглядами тысяч зрителей, рядом с судьями и футболистами, ощущаешь с ними один пульс и одно биение общего сердца. Матч Беларусь — Турция автор решил посмотреть из–за ворот — спуститься в «аквариум».


Признаться, не ожидал от нашей сборной, выступавшей в далеко не сильнейшем составе, такой веселой игры. Это не была уставшая команда с грустными глазами старика, это был статный юнец, пусть немножко взбалмошный, но чертовски привлекательный в своей непредсказуемости. Прессовать соперника мы начали с первых минут (раньше вы такое видели?), и, расположившись за воротами Юрия Жевнова, мне пришлось отчаяться: игра проходила на другой половине поля, и я рисковал ничего не увидеть. Наш голкипер скучал за компанию и, чтобы совсем не «закиснуть», то и дело просил у мальчиков за воротами запасной мяч. Трогал его, мял и отдавал обратно. В течение первого десятка минут игры он проделывал эту процедуру трижды — чтобы руки помнили. После игры Бернд Штанге назовет этот отрезок матча лучшим в исполнении команды и сделает уточнение, что именно к такой манере будет стремиться сборная в будущем.


Холод практически не чувствовался, и к 13–й минуте Виталий Кутузов, прибежавший на угловой, упрел и сбросил перчатки. Небрежно махнул их прямо в ворота. Жевнов удивился, нагнулся, подобрал и аккуратно положил рядом, но по другую сторону ворот: за линией посторонним предметам — любым! — вратари не радуются. А на 26–й минуте случился казус: наши ворота неожиданно распечатали. Мяч после удара из–за пределов штрафной лег, словно шар в лузу, оповестив о себе характерным шорохом сетки. Подумалось: и все? Так просто и буднично? На счастье, гол не засчитали, но знак показался тревожным: ворота теперь были распечатаны не только перчатками Кутузова...


Ход игры тем временем изменился. Левый фланг, за который после замены травмированного Сквернюка («наш маленький», как любовно назвал его Бернд Штанге) отвечал Пласконный, раз за разом давал сбой. Через этот лаз турки просачивались к нашим воротам, как вода сквозь марлю, и Жевнову несколько раз пришлось показать, что первым номером команды Штанге его считает не зря. Появились дыры и в центре, где Киренкин и Филипенко не всегда успевали перекрывать возможности для ударов. Турки били, но мяч, будто намагниченный, неизменно летел прямо в руки Жевнову. Выбор позиции для вратаря — первое дело!


И вот тут случился гол. Это была симфония! Глеб, и до этого напоминавший слаломиста, на скорости обходящего фишки в виде соперников (только спина с 10–м номером мелькала), выступил в роли композитора, Виталий Булыга принял участие в создании шедевра как ассистент, а Виталий Кутузов как виртуоз исполнил. «Виталик был не совсем здоров, и я спросил его перед матчем: ты хочешь играть, можешь? Он даже не сомневался: конечно! Таков был его ответ». Это слова Штанге после игры.


Жаль только, что наша музыка играла недолго. Ответка гостей получилась быстрая и какая–то сумбурная, а удар турецкого форварда резким, словно выстрел. Пущенную «пулю» Жевнов поймать попытался, на удар среагировал, и даже было слышно, как мяч чиркнул по перчатке вратаря, но этого оказалось мало: с тем же шорохом сетки мяч влетел в тот же угол, по проторенной десятком минут ранее траектории, — 1:1. Кстати, турки быстренько достали мяч из ворот и самолично со скоростью курьерского экспресса доставили его к центру: разухарились и вошли во вкус, хотели нас дожать. «Пивная, еще парочку!» — или это мне только послышалось?


Второй тайм смотрел из–за спины турецкого голкипера. С фигурой юноши, он явно уступал в солидности Жевнову и уж тем более «терминатору» Хомутовскому, сменившему во второй половине встречи Юрия. Игра тем временем шла на встречных курсах. Наши не собирались сдаваться, и весь пыл гостей, как пар из чайника выходивший после взятия ворот, ушел в свисток. Ромащенко продрался по правому флангу, отыгрался с Александром Глебом, и капитан головой сделал скидку брату. Слава устремился к передаче, словно тигр в погоню за ланью, но мяч в последний момент с ноги сняли защитники. Вздох разочарования на трибунах и смачное отчаянное «тьфу» нападающего довершили драматизм момента. Но это была лишь прелюдия к основному действию. Несколько минут спустя Хомутовский со своей половины поля выбил мяч. Птицей пролетев через все поле, он оказался у Глеба–младшего, и тут стало понятно, как правы были его брат и Юрий Пунтус, столь рьяно верившие и верящие в звезду Вячеслава. Я видел этот гол в покадровой разверстке и не телевизионным глазом, а своим собственным. Ювелирный прием, обработка, обманное движение, финт и великолепная подрезка — вынимай! Без выделенной Богом порции таланта такое сотворить невозможно!


Второй гол Славы я тоже видел покадрово, будто момент повтора первого его взятия ворот: то же обманное движение, на которое снова попались защитники, те же спокойствие и уверенность знающего себе цену профессионала с той лишь разницей, что на сей раз Глеб решил бить на силу, под перекладину, с такой неистовой мощью, словно хотел в клочья разорвать сетку. Возможно, так бы и произошло, но подвел прицел: мяч просвистел чуть выше, а Вячеслава Штанге назовет после игры «героем наполовину», что очень точно, ведь 2:2, по словам главного тренера, это «неплохо, но все же недостаточно».


Бернд Штанге после игры ожидал звонка от Арсена Венгера. С наставником «Арсенала» была договоренность, что Александр Глеб сыграет матч не целиком, но капитан никак не желал уходить с поля, а убирать лидера волевым решением Штанге не стал: «Он очень хотел играть, как я мог его менять?» Этот момент прекрасно показывает, насколько силен дух этого коллектива. «Вы все наверняка сегодня почувствовали, что игра у команды есть. 61–я команда в мировом рейтинге встречалась с 19–й и ничем ей не уступала. Не надо аплодисментов. Мы хотели победить, но не удалось, так что радоваться нечему. Для сборной европейского уровня у нас еще очень много недостатков, недостаточно активно работают фланги, есть проблемы в центре, но я вам обещаю, что к отборочному циклу мы создадим хорошую команду. Время еще есть...»

 

Фото Дмитрия ТКАЧЕВА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter