В Чикаго проходит выставка белорусского художника Хаима Лившица, на которой демонстрируются эскизы к «Минской молитве»

Выставку, посвященную памяти родителей, организовал скульптор Михаил Лившиц — сын видного белорусского живописца Хаима Лившица, одного из творцов белорусского «сурового стиля». Многие его полотна — в том числе такие известные и значительные, как «После работы», «Портрет композитора Н.Н. Чуркина», «Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах в 1942 году» — хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Но главная его работа — «Молитва в Минске» — до сих пор не выставлялась на белорусской земле. В Америке ее показали на одной из последних прижизненных выставок художника в марте 1994 года.


— Картина находится у нас, эту работу отец привез в Америку только в рисунке углем, — рассказывает дочь художника Ася Абельская.

В 1991 году Х. М. Лившиц с женой эмигрировал в США, где жил его сын. 
Здесь, в пригороде Чикаго, художник завершил работу над полотном «Молитва в Минске», посвящённом Минскому гетто. Идея и первые эскизы картины датируются 1943-м годом.

Хаим Лившиц родился в 1912 году в Витебске на Малой Покровской улице, в нескольких домах от Марка Шагала. С детства любил рисовать, в 1927 году поступил в Витебский художественный техникум. Нет, там уже не оставалось ни малейших следов ни Шагала, ни УНОВИСа. Учителями Хаима Лившица были совсем другие, и тоже замечательные художники. Но был Юдель Пэн, к которому можно было заглянуть на чашечку чая, потому что после изгнания УНОВИСовцев он вычеркнул себя из преподавателей техникума раз и навсегда.

С целью поступить учиться дальше, в 1930 году приехал в Ленинград, где попадает в ученики к виднейшему авангардисту, создателю так называемого аналитического искусства Павлу Филонову. В 1932 году Лившиц поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где учился у Исаака Бродского кроме прочих. Дипломная картина “На молочной ферме”, ставшая первым серьёзным произведением художника (руководителем дипломной работы был Борис Иогансон), была отмечена как одна из лучших работ выпускников факультета живописи. Принцип "сделанности", ключевое понятие Филонова, который настаивал на максимальной законченности картины, во многом остался и пожизненным кредо Лившица. 

Пожизненное кредо художника: суровая дисциплина и глубокое размышление, т.е. – живопись, как процесс размышления с кистью у холста. И, как говорил Гегель, каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.



Казалось бы, жить теперь и жить, но тут война, фронт, лишения. Первые огромные полотна Хаима Лившица гибнут при оккупации Минска, а под Витебском фашисты убивают его сводную сестру — сначала на ее глазах детей, а затем и ее саму.
В звании младшего лейтенанта, после Маньчжурской компании в 1946 году, художник демобилизовался.

Именно в годы войны появляются первые эскизы для «Минской молитвы».
— В 1944 году, когда стало известно о диком геноциде, Хаим Лившиц пишет картину «Зверства фашистов в Беларуси», — рассказывает продюсер Аркадий Шульман. — Но на выставках ему говорили: «Мы победили в войне, а у вас такая грустная тема. Это не пойдет». И Хаим Моисеевич еще почти на сорок лет возвращается к «советской теме».

Источником вдохновения для него послужила изданная еще в 1947 году книга Гирша Смоляра «Мстители гетто», а сюжет, по свидетельству родных Хаима Лившица, был позаимствован из следующего фрагмента:

«…под угрозой смертной казни все население гетто должно было по воскресеньям выходить на Юбилейную площадь на перекличку, или «аппель», как немцы это называли. Во время таких «аппелей» надзиратели гестапо выступали с речами и предостережениями: евреям запрещается закупать продукты, запрещается ходить по тротуарам, громко разговаривать, — словом, воспрещается все напоминающее о человеческом существовании и достоинстве. Но лейтмотивом всех этих воскресных проповедей было: не уходите к партизанам! В лесах вы погибнете от голода и холода! Там находятся бандиты-партизаны, они ненавидят евреев… После каждого «аппеля» гестаповские мерзавцы «позолачивали» пилюлю: певца Горелика заставляли петь еврейские народные песни. Из немецких евреев сколотили оркестр, который играл популярные песни, вроде «Письма матери» или «Колнидре». 

Художественное полотно есть интерпретация описанного события методами изобразительного искусства. Через полвека, то есть уже с другим пониманием происшедшего.

Есть и оркестр, сколоченный из немецких евреев и молящиеся люди, мужчины в талесе, но не плачущие. “Молитва в Минске” так называется полотно. Молятся по-разному, некоторые в буквальном смысле простирая руки. Фигура справа внизу, женщина в красном платье с седыми волосами. Это позировала жена художника.

— Кто только не позировал! Вся семья и многие знакомые, друзья, — вспоминает Ася Абельская. 

Автопортрет художника стал одним из фрагментов картины. Растерянный советский интеллигент в шапке ушанке, в полный рост с поминальными свечами в руках, оторопело смотрит в глаза зрителю, словно не понимая, как весь этот кошмар мог произойти. А вокруг поют, плачут, молятся, играют на флейтах, гобоях и скрипках сотни и тысячи обреченных на смерть людей, и им внимает идиллический минский пейзаж.

— Конечно, картина «Молитва в Минске» должна находиться в Минске, — говорит Ася Абельская. Для этого надо как минимум построить музей Холокоста. Уверена, что он, в конце концов, будет построен. Или, может быть, специальный отдел в Историческом музее. Дело будущего…

Я думаю, очень недалекого будущего. Буквально две недели назад сотрудница Национального исторического музея Республики Беларусь Дарья Селицкая получила грант Президента Республики Беларусь деятелям культуры на проект «Музейные коллекции: второе рождение. Реконструкция еврейской коллекции Белорусского государственного музея 1920—1930-х гг.». Растет интерес общественности к белорусскому еврейскому искусству всего XX века.

А пока картина «Молитва в Минске» остается в Чикаго.
Хаим Лившиц умер вскоре после того, как закончил картину — 4 сентября 1994 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter