В чем виноват покупатель?

Отправляясь в очередной раз по магазинам, порой рискуешь попасть под горячую руку продавца

Отправляясь в очередной раз по магазинам, порой рискуешь попасть под горячую руку продавца

Очень хотелось бы верить, что невежественные и равнодушные представители отечественной торговли остались где-то глубоко в моем детстве да в старых советских фильмах. Ведь известно, что двигатель торговли не только реклама, но и вежливое обслуживание покупателей. Однако время от времени убеждаешься, что хамов среди продавцов, будь то продуктовый магазинчик или большой универмаг, и теперь достаточно. Причем частенько грубое обращение работника торговой точки к покупателю не имеет под собой никакой почвы.

На днях в одном универсаме бабушка долго выбирала расфасованную ветчину и имела неосторожность поинтересоваться у продавца мясного отдела ценой этого товара. Та выдала целую тираду о том, что не может всю информацию держать в голове, и раздраженно указала на стенд с ценниками: “Тут все написано!” Я мимолетом глянула на этот стенд: там было десятка два маленьких бумажек с цифрами, и найти цену на какой-либо конкретный товар — все равно что иголку в стоге сена. Спустя довольно продолжительное время вместе с растерявшейся бабушкой мы узнали-таки стоимость этой злополучной ветчины.

Примеров из собственной жизни тоже предостаточно. Решила я как-то купить журнал в газетном киоске. Продавец — корпулентная тетя в толстом вязаном берете — в этот момент выкладывала на витрину порцию только что привезенных печатных изданий, а я, приготовив деньги, терпеливо ждала, когда она обратит на меня внимание. В один момент женщина так грозно посмотрела исподлобья — мол, чего ты тут стала, не видишь, я занята, — что всякая охота что-либо у нее купить пропала сразу. Я тут же застегнула кошелек и отправилась искать более “дружелюбный” киоск.

Итог подобных походов за покупками один — испорченное настроение и обещание самому себе, что ноги моей здесь больше не будет. Скажу честно, даже от самой мелкой стычки с такими торговцами я еще долго прихожу в себя. Осадок в душе остается как минимум до следующего дня. Порой кажется, что грубость и хамство у некоторых продавцов в крови. Ту самую тетю из киоска в добром расположении духа мне еще не доводилось видеть, как бы вежливо ты к ней ни обратился. И не дай бог не угодишь — замучаешь вопросами, просьбой показать товар поближе или не найдешь мелочи!

Я почему-то всегда думала, что к любой профессии, в том числе к профессии продавца, должна лежать душа. Ведь это нелегкий труд. Стоять всю смену за прилавком и общаться с людьми сможет далеко не каждый. А покупатели бывают разные, и нужно уметь найти подход к каждому: что уж тут поделаешь — “клиент всегда прав”. К сожалению, сегодня на работу продавцами как в гипермаркеты, так и в маленькие продуктовые магазины берут практически всех, кто откликнется на объявление о вакансии — со специальным образованием или без него. Многие из таких новоиспеченных сотрудников нацелены исключительно на закрепление на рабочем месте и получение зарплаты. Им, возможно, и невдомек, как много значат улыбка и простая любезность. Поскорее “отбыть номер” — и домой, вот что их больше всего занимает.

Но порой кажется, что такими мыслями озабочены даже молодые специалисты,  получившие соответствующий диплом. Как-то летом зашла в один из столичных универмагов купить себе ткань на платье. Рядом с продавцом в форме за прилавком стояла молодая девушка, одетая в обычную одежду, но с бейджем на груди — видимо, практикантка, которая меня и обслуживала. Она не ругалась, не грубила, прилежно исполняла свои обязанности, но делала это настолько вяло, равнодушно, чуть ли не зевая мне в лицо, как будто она работала без отдыха неделю, хотя на часах было двенадцать дня. А вопрос о том, чтобы помочь мне определиться с выбором, и вовсе не стоял. Очень жаль, что на свое первое рабочее место такие горе-специалисты приходят уже безо всякого энтузиазма.

Что это — издержки профессии или укоренившиеся черты характера, которые передаются от одного продавца другому, от старшего поколения младшему? Казалось бы, что тут сложного — отрезать кусок ткани?

А вот продавцы, торгующие на рынке, чаще всего очень милые люди. Они готовы с ног до головы окружить покупателя вниманием и одарить его самой лучезарной улыбкой, лишь бы он у них что-нибудь купил. Сам не замечаешь, как уходишь домой с баночкой меда, купленного у милого дедушки, с увесистым пакетом хурмы, любезно предложенной улыбчивой продавщицей, или с очередной парой носков, связанных заботливыми руками какой-нибудь бабули. Я ни в коем случае не хочу обидеть других хороших продавцов — есть немало мест, куда я хожу за покупками с удовольствием.

Можно найти множество оправданий невежественным работникам торговли: плохое настроение, неважное самочувствие, какие-то неприятности, усталость. Но еще со школьной скамьи нам твердили, что все свои проблемы нужно оставлять дома и уж тем более не срываться на окружающих, ведь они ни в чем не виноваты. А хороший продавец — это хорошая репутация магазина, которая в свою очередь влияет и на зарплату, и на контингент покупателей. Поэтому хотя бы ради этого стоит попробовать стать добрее — глядишь, и работа будет в радость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter