В чем слабость, брат?

В Польше прошли досрочные парламентские выборы...
В Польше прошли досрочные парламентские выборы. Победу на них одержала оппозиционная «Гражданская платформа». Таким образом, покончено с дуумвиратом братьев–близнецов Качиньских, последние 15 месяцев занимавших два самых высоких поста в государстве. Наибольшие шансы занять освобождающийся пост премьер–министра у лидера победившей партии Дональда Туска. В любом случае польскому президенту Леху Качиньскому придется сосуществовать с сеймом и правительством, которые не разделяют его политические взгляды. Принимать решения станет тяжелее.

Каких–то кардинальных внутриполитических перемен от Дональда Туска и его людей ждать не следует. «Гражданская платформа» ненамного либеральнее пропрезидентской партии «Право и справедливость». Как отмечают польские СМИ, Туска отличает от Качиньского «разумный консерватизм». Другими словами, он реже ходит в костел и в нем чуть меньше «польскости» (в том числе и в прямом смысле слова: его этническую принадлежность биографы определяют как кашуб. Это национальное меньшинство, потомки поморов). Его электорат несколько моложе и богаче, живет скорее в городе, чем в деревне. На этом, собственно, «особые приметы» соперников и заканчиваются...

50–летний уроженец свободного города Гданьска так же, как и братья–близнецы, выступает против абортов, эвтаназии, однополых браков и т.п. — то есть против всего «джентльменского набора» либерала в классическом европейском понимании этого слова. Таков сегодня политический заказ поляков. «Он неустанно повторял: «Я не сын дьявола», — где слово «дьявол» означало либерализм, термин, ненавидимый большей частью поляков, — отмечает в своих заметках из Варшавы журналист итальянской «Коррьере делла сера». — «Либеральный» в сегодняшней Польше означает морально разложившийся, стремящийся к наживе». И Туск, и Качиньские родом из «Солидарности». Им одинаково не нравится, во что превратилось движение, а вместе с ним и вся Польша в 90–е годы.

Британская «Гардиан» полагает, что результатами нынешних выборов «положен конец инициированной Качиньскими «моральной революции». Возможно, но это утверждение все–таки еще должно пройти проверку временем. «Костры люстрации» в Польше наверняка уже не будут полыхать так ярко, как раньше. Слишком уж это выглядело дико для остальных европейцев. Но вряд ли Туск оставит в покое сограждан, сотрудничавших со спецслужбами Польской Народной Республики. Варшавские журналисты в своих характеристиках называют его активистом практически всех антикоммунистических кампаний последних лет. Многотысячные списки «коллаборационистов» должны быть опубликованы вскоре после выборов.

Гораздо интереснее будет наблюдать за поворотами внешнеполитической линии Варшавы. По мнению известного в прошлом диссидента, шеф–редактора «Газеты выборчей» Адама Михника, своей националистической позицией братья Качиньские нанесли немалый вред международному имиджу Польши.

В момент объявления результатов голосования в Брюсселе ликовали, пожалуй, не меньше, чем в штабе «Гражданской платформы». При Качиньских Варшава неоднократно вставляла палки в колеса карете европейской интеграции, упираясь то по поводу Евроконституции, то по поводу договора о партнерстве с Россией. Первая проверка Туска на лояльность состоится уже через несколько дней: в Португалии открывается саммит Россия — ЕС.

Вздох облегчения можно было услышать в Берлине. Российско–германский договор о строительстве газопровода по дну Балтийского моря в обход польской территории в Варшаве называли «Пакт Молотова — Риббентропа номер два».

В Москве никаких вздохов облегчения, разумеется, слышно не было. Хотя глава думского комитета по международным делам Константин Косачев отметил, что ожидает «серьезных корректировок во внешней политике Польши». В первую очередь, Россия надеется, что станет легче договариваться с Евросоюзом. Хотя и это еще под вопросом. Возможно, слишком резко, но Качиньские и в конфликте с поставками мяса в Россию, с обходным трубопроводом отстаивали национальные интересы. Туск не сможет их игнорировать. По другим вопросам смягчения позиции Варшавы тоже не предвидится. Допустим, по поводу американской ПРО у президента и потенциального премьер–министра полный консенсус...

Тем не менее многие аналитики ожидают, что восточная политика Польши будет действительно скорректирована в сторону большей реалистичности и прагматизма. Речь, естественно, идет не только о ее московском векторе...

Польские выборы не стали хитом белорусской прессы. Хорошо известно, что пан Туск сделал много, чтобы усложнить межгосударственные отношения. Но... Одно дело быть политиком и создавать «информационные поводы». Другое – стать ответственным государственным деятелем, которому важен не фейерверк, а коренные интересы своей страны... Тем более в отношениях с соседями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter