Далеко не все способы в борьбе за подписчика хороши и тактичны

В чем сила? В единстве

Очень известное выражение о том, что слухи о преждевременной кончине явно преувеличены. В полном смысле оно относится и к газетам. Последние десять—пятнадцать лет особо ярые противники бумажных носителей информации пророчат нашему брату провальный уход с рынка: дескать, кончилось ваше время, настала эра электронной прессы. А воз и ныне там. Каждая подписная кампания (а их, к сожалению, на протяжении только одного года немало — целых четыре!) подтверждает устойчивый спрос на газеты. Другое дело, что приоритеты у потребителей, несомненно, меняются, и выходить на высокие, достигнутые прежде цифры тиражей все сложнее. Признаю: без определенных, а порой и очень серьезных усилий со стороны редакционных коллективов, почтовых работников они могли быть еще скромнее. Что поделать, в такое время живем и творим…

pixabay.com

Вот и завершившаяся на днях подписка на третий квартал и второе полугодие подтвердили в полной мере подобную тенденцию. Наверное, можно было бы и не выносить проблематику на публичное обсуждение, если бы не общественное значение подписных кампаний. Оно ведь очевидно вне всяких сомнений! Тот, кто этого не понимает, а то и просто делает вид, что не понимает, явно лукавит или профессионально некомпетентен. Буду откровенен: подписка, в частности, на государственные издания — своеобразная лакмусовая бумажка, преломляющая в разрезе районов и регионов степень коммуникабельности человека и власти, настроений в обществе и даже материальных возможностей населения. Так что, если следовать заданной теме, достаточно взглянуть на цифры тиражей…

Не стану говорить «за всю Одессу», ограничусь, понятное дело, своей газетой.

Но прежде — об одной детали, которую хочу прокомментировать в связи с последним выходом на Первом канале «Клуба редакторов». Там мы с коллегами начали разговор с обсуждения праздничного парада на День Независимости. И, конечно, следуя концепции популярной телепередачи — обсуждаем все, что важно и имеет значение, затронули трагедию, произошедшую во время салюта, — смерть минчанки от осколка разорвавшейся пиротехники. После соболезнований от «Клуба» семье погибшей ведущий предложил обратить внимание на то, как вообще эта тема — празднование 75-й годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков — отражена в белорусских СМИ. И показал крупный план первой полосы одного оппозиционного издания с заголовком «Кровавый салют». Комментарии были предельно точны и возмутительны: наверное, газета, выбрав именно этот акцент, пыталась заработать очки, повысить тираж. На что я добавил: тиражи у нее от подобной позиции вряд ли поднимутся, потому что и с этим подходом — «чем хуже, тем лучше» — и без этого они невысоки, потенциальный читатель и сам понимает все порой лучше нас.

После передачи тщательно просмотрел первые полосы других газет — нет, ничего подобного нет. Есть комментарий следственных органов действительно для всех трагического случая — оперативный, компетентный, взвешенный. И помещена эта серьезная, заслуживающая доверия информация на подобающем месте в газетах! А заголовок, например, первой полосы нашей «Сельской газеты» за 5 июля такой — «Ради мира на Земле». И репортаж этот посвящен параду в честь Независимости и освобождения.

Почему так важна для меня эта «деталь» в заданном контексте колонки? Далеко не все способы в борьбе за подписчика хороши и тактичны. Особенно если это касается судьбы человека, жизни и смерти…

Газету выбирают не по заголовкам, конечно. Это как собеседника — подыскивают, как правило, близкого по духу, с похожей позицией и в расчете на взаимное уважение. Только вчера наш собкор по Витебской области Владимир Саулич рассказал о таком выборе Елены Викторовны Людской, бухгалтера Верхнедвинского лесхоза. В конце прошлого года ей представился случай почитать номер «СГ». И все! Рядовая работница, владелица большого подсобного хозяйства больше не мыслит себя и без полезного во всех отношениях издания. Одно только пожелание у нашей теперь преданной читательницы: почаще пусть выходит любимая газета!

А вот еще один удивительный поступок в пользу газеты. Девятого июня во время работы выставки «Белагро» состоялся съезд Республиканского агропромышленного союза (БелАПС). Выступая на форуме, я привел известный уже всем читателям пример кобринского ОАО «Городец-Агро», где руководитель в качестве социального бонуса подписывает всех работающих и ветеранов на «Сельскую газету». И делает он это исходя не из благотворительных целей — из уважения к выверенной и принципиальной позиции издания, его полезности сельчанам. И получает от них одни благодарности.

Хороший пример, говорят, заразительный. После съезда в редакцию обратился руководитель наблюдательного совета ОАО «Белагроздравница» Иван Аверченко. Иван Федорович сообщил, что они приняли коллегиальное решение о подписке ветеранов и лучших работников АПК на главную аграрную газету. Опять же аргументация наблюдательного совета более чем деловая и нейтральная: он просто помог выкупить заслуженным людям товар, на который есть уверенный спрос. Большое спасибо, уважаемые коллеги из «Белагроздравницы»!

Уже известны итоги подписки на газеты. Опять же, нам важны наши… даже не цифры, а тенденции. Тем более на этом нервном фоне дешевой сенсационности и жестокого медийного рынка. А они, тенденции, таковы: во многих районах страны восстановление тиража заметно превышает сто процентов уровня начала года. По горячим следам назову лишь некоторые. Кстати, о тенденциях: среди лидеров есть несколько неожиданных для нас адресов, поскольку раньше в победных списках они никогда не значились.

Итак, за 100 и значительно выше процентов по подписке на «Сельскую газету» вышли Слуцкий, Пуховичский, Крупский районы (Минская область); Сенненский, Городокский, Толочинский районы (Витебская); Вороновский, Слонимский, Берестовицкий районы (Гродненская); Климовичский, Быховский, Мстиславский районы (Могилевская); Наровлянский, Житковичский, Жлобинский районы (Гомельская); Малоритский, Ганцевичский районы (Брестская область).

От имени руководства издательского дома «Беларусь сегодня» и редакционного коллектива «СГ» благодарю почтовых работников, исполкомы названных районов, руководителей самых активных хозяйств и предприятий, индивидуальных подписчиков за поддержку и выбор. Уверен, в этом списке могли быть и будут и другие адреса, потому что подписка, в принципе, не заканчивается никогда.

Мы, как у нас в деревне говорят, отработаем и вернем все авансы. Как иначе, если пашем и пишем, а зачастую — и думаем вместе! В этом, собственно, в единстве, и заключается наша главная позиция…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter