В чем сила, брат?

В семье Девятовских всегда царил здоровый дух соперничества
В семье Девятовских всегда царил здоровый дух соперничества

Раиса Степановна, мама новополоцкого молотобойца Вадима Девятовского, завоевавшего недавно серебряную награду чемпионата мира по легкой атлетике, а затем выигравшего Всемирную универсиаду, вспоминает, что ее сыновья, Олег и Вадим, всегда жили очень дружно. Старший — Олег, родившийся в декабре 1973 года, с детства увлекся водными лыжами и уже к 12 годам выполнил норматив мастера спорта. Вадим появился на свет в марте 1977–го и во всем старался походить на старшего брата. В школе был старостой класса, участвовал во всевозможных конкурсах, пел, танцевал, читал стихи... Но больше всего ему хотелось встать на водные лыжи. К семи годам Вадим по росту догнал Олега, и в секцию они стали ходить вдвоем. Специалисты прочили Девятовскому–младшему неплохое будущее, но из–за застуженного в детстве уха о занятиях на воде пришлось забыть.

— А когда Вадим начал метать молот? — интересуюсь у Раисы Степановны, пожалуй, самой ярой болельщицы, бережно хранящей все газетные вырезки и статьи о сыновьях.

— Когда стало ясно, что Вадимке нельзя заниматься водными лыжами, корифей этого вида спорта, заслуженный тренер Беларуси Николай Генов посоветовал попробовать силы в метании молота. Он так и сказал: ступай, мол, к Петру Зайцеву, у тебя получится...

— И что, все сразу так и получилось?

— Конечно, нет! С Зайцевым Вадим стал работать после того, как завоевал серебро на юниорском чемпионате мира. А начинал заниматься у Алексея Дупина, тренировался с Игорем Цицориным... Последний сейчас трудится в Гродно, Зайцев уехал в Польшу, а Вадим продолжает совершенствовать мастерство под руководством своего первого наставника.

— Не сложно было переквалифицироваться в молотобойца?

— Знаете, нет. Вадим занимался с охотой и завидным упорством. В 10 лет, уехав на сборы, он писал: «Тренировки у нас — о–го–го! Теперь пусть Олег со мной не спорит, что у него (имеется в виду — в водных лыжах. — С.Г.) больше устаешь».

— Сегодня Олег — двукратный бронзовый призер чемпионата мира и трехкратный чемпион Европы в многоборье по водным лыжам. Успехи Вадима у всех на слуху. В кого они такие спортивные?

— Ну (смущенно улыбается Раиса Степановна) мы с мужем, Анатолием Николаевичем, тоже в юности немножко спортом увлекались... Толя, работавший специалистом по ремонту печей и огнеупорных конструкций, играл в футбол и волейбол. Я в школе ядро толкала, на лыжах бегала, когда училась на дефектолога в Минском пединституте. И мальчишки у меня молодцы. Я считаю, что всего в жизни они добились самостоятельно, благодаря целеустремленности и неутомимому желанию трудиться.

— Как вы прививали им эти качества?

— Я родилась в деревне Грудиновка Быховского района Могилевской области. Семья большая, дружная: у меня три сестры и брат. Папа рано ушел из жизни. Мама, работавшая педагогом, сделала все, чтобы воспитать детей, дать нам путевку в жизнь. Так что любовь к труду, жажда деятельности — это у нас семейное! Вместе с сыновьями мы и уборку в квартире делали, и лекарственные растения собирали, а по выходным всей семьей ходили в кино.

— У спортсменов часто соревнования, сборы... Не скучаете друг без друга?

— Никогда не забуду, как в пятом классе, встречая меня и отца из какой–то поездки, Вадим делал драники, но не допек их. Мы с Анатолием Николаевичем, конечно, виду не подали, что блины были полусырые. Но не в этом дело: главное — внимание! Мы давно ценим мгновения, которые удается провести вместе и радуемся успехам друг друга.

— Насколько я могу понять, Вадим болезненно переживал смерть отца...

— Сентябрь 2000–го — настоящая черная полоса, о которой тяжело вспоминать. И эта запутанная история с допинг–пробой Вадима в аэропорту Сиднея, и смерть мужа... О том, что папа умер, Вадим узнал лишь по возвращении из Австралии, когда уже был дисквалифицирован. «Даже если бы не было допингового скандала, — сказал он тогда, — я все равно прилетел бы на похороны».

— Как Вадим перенес дисквалификацию?

— Я думаю, что шок, испытанный им после смерти отца, оказался сильнее, нежели допинговые неприятности. Кто–то в этой ситуации мог бы сломаться психологически, но Вадим, напротив, стал работать еще упорнее. Слава Богу, семья, друзья, знакомые, городские власти, тренер Алексей Дупин и все, кто оказались рядом в этот трудный период, поддержали сына. Мы верили в него, и он доказал, что вера эта не была напрасной.

— Бремя славы ваших сыновей не тяготит?

— Они у меня мальчишки неизбалованные и звездной болезнью, к счастью, не страдают. К тому же какие–то суперблага на блюдечке с голубой каемочкой им никто не преподносил. Олег сейчас живет отдельно в малосемейке, а Вадим свою квартиру только достраивает.

— Как дела у парней на личном фронте?

— Пока в холостяках ходят, но, думаю, в скором времени и я внуков нянчить буду.


Неоднократно братьям Девятовским предлагали уехать, чтобы учиться и выступать в других странах. Но они остались верны родному Новополоцку, своей Беларуси. Олег с красным дипломом окончил Полоцкий госуниверситет, свободно владеет французским и английским языками. Вадим, по традиции, старается ни в чем брату не уступать: пишет глубокомысленные философские стихи, учится в том же вузе на юриста. Что ж, незримое соперничество между братьями продолжается...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter