В чем сила, брат?

В 1922 году в кибуце Эйн–Харод один работник написал в редакцию местной газеты немного наивное, но искреннее письмо...
В 1922 году в кибуце Эйн–Харод один работник написал в редакцию местной газеты немного наивное, но искреннее письмо. Издание решило его опубликовать. Молодой человек размышлял о будущем, о том, каким станет его кибуц через сто лет — счастливым и процветающим. В центре его появится монумент: «два человека, еврейский и арабский рабочие, держат флаг, на котором написано: «свобода, равенство, братство». Нужно сказать, что лозунг французской революции как нельзя уместен в отношении этих двух народов: Тора и Коран повествуют об общем праотце евреев и арабов — Аврааме, или Ибрахиме. Так что с этой точки зрения они действительно родственники... Но вернемся к письму. Израильский публицист Амнон Рубинштейн, обнаруживший через годы газету, в которой оно было опубликовано, с горечью заметил, что в Эйн–Хароде теперь действительно стоит мемориал — в память о трех поколениях одной семьи, павших в войнах с арабами...

Давно стало ясно, что палестинцам не удастся повернуть действие декларации Бальфура вспять. Непризнание Государства Израиль со стороны большинства государств арабского мира выглядит анахронизмом. В свою очередь, таким же анахронизмом выглядит то, что до сих пор не оформлено палестинское государство. Хотя резолюция о его создании была принята в ООН вскоре после Второй мировой войны. Значит, евреям и арабам все–таки придется жить рядом. Но как технически решить этот вопрос?

На карте мира то появляются, то потухают «горячие точки», но арабо–израильский конфликт остается центральной проблемой международных отношений. Еще пару лет назад, когда была обнародована так называемая дорожная карта, казалось, что до окончательного урегулирования осталось несколько шагов.

Но затем мирный процесс на Ближнем Востоке был отодвинут на второй план. Поскольку квартет международных посредников в лице США, России, ООН и ЕС в пожарном порядке должен был заниматься другими вопросами региональной политики. В сегодняшнем своем состоянии Ближний и Средний Восток, как известно, представляет собой целый клубок противоречий: здесь и проблема терроризма, и гражданская война в Ираке, и иранская ядерная программа, раскол в Ливане и самой Палестине.

Однако сейчас дипломатическая активность на арабо–израильском направлении возросла.

Так, вчера на Ближний Восток отправилась делегация из США во главе с госсекретарем Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом. В то же самое время в Москве проходила уже пятая встреча российского Президента Владимира Путина с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Срок полномочий нынешних администраций Белого дома и Кремля подходят к концу. Думается, что окончательное урегулирование арабо–израильского конфликта было бы хорошим завершением внешнеполитической карьеры и для Джорджа Буша, и для Владимира Путина. Москва и Вашингтон вместе готовят проведение осенью большой конференции по Ближнему Востоку.

Впрочем, миротворческие усилия Соединенных Штатов довольно скептически воспринимаются в мире. Дело в том, что высокопоставленная делегация из Вашингтона везет на Ближний Восток оружия более чем на 40 миллиардов долларов — «для союзников в регионе». Райс назвала и союзников, и суммы: США в течение десяти лет окажут военную помощь Израилю на 30 миллиардов, а также соседнему арабскому государству Египет — на 13 миллиардов. Соответствующие переговоры ведутся также с Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива.

Ханс–Дитрих Геншер, в течение 18 лет возглавлявший министерство иностранных дел ФРГ, считает, что политика Белого дома угрожает миру на Ближнем и Среднем Востоке. «Очевидно, что риски, которые всегда сопутствуют политике вооружения, недооцениваются. Кажется, забыт опыт, полученный Соединенными Штатами, вооружавшими сначала шаха Ирана, а затем Саддама против Ирана Хомейни, а также опыт поставок вооружений в Афганистан...» — пишет он в газете «Тагесшпигель».

Вашингтон, очевидно, пытается таким образом противопоставить своих союзников в регионе недружественным ему движениям и государствам. Это классическая позиция силы, которая, возможно, не так уж и безосновательна в таком неспокойном регионе, но сама по себе сила без дипломатии, широких переговоров не способна обеспечить позитивный результат.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter