“В чем секрет долголетия? Просто надо долго жить...”

Что объединяет Беларусь и Армению? Оказывается... общая граница. Если представить себе карту восточнохристианской цивилизации в виде глобуса, то мы, как северо-западный оплот, встретимся именно с Арменией — самой юго-восточной страной этой цивилизации. И, кстати, первым в мире государством, где христианство было признано официальной религией в 301 году. Об этом “НГ” рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Беларуси Олег ЕСАЯН.
— Господин Есаян, Армения отметила 15-летие своей независимости. Вернее, даже не Армения, а армяне (это, как ни странно, не одно и то же: за рубежом живет в два раза больше армян, чем в самой Армении). Это “сухой” государственный праздник или все-таки душевный народный?
 — Независимость всегда достается тяжело. После распада СССР все новые страны впервые стали перед таким серьезным вопросом, как переход от одной общественно-политической и социально-экономической системы к другой... В мире не было даже подобных примеров, по которым можно было бы теоретически подготовиться. В Армении все оказалось еще сложнее: становление нашей независимости проходило на фоне последствий страшнейшего землетрясения 1988 года, карабахского конфликта, транспортной и энергетической блокады, при наличии сотен тысяч беженцев.
Что дорого достается, то дорого и ценится. Поэтому День независимости не только общегосударственный, но и общенациональный праздник. Справедливости ради отмечу, что армяне больше всего любят Новый год и Рождество Христово, к которым каждая армянская семья готовится основательно и своевременно.
— В Беларуси День вашей независимости прошел заметно?
— Я надеюсь, да. Армянские посольства по всему миру проводили соответствующие мероприятия. По инициативе и при содействии нашего посольства в Минске был тоже организован ряд мероприятий: вечер армяно-белорусской дружбы в Белорусском обществе дружбы и культурной связи, выставка армянских художников (армянской диаспоры в Беларуси. — А.В.), в Белгосфилармонии состоялось выступление солиста Гамбургской оперы Тиграна Мартиросяна. Кульминацией программы мероприятий стал проведенный посольством официальный прием. 4 октября в Гомеле пройдет выставка современных художников Армении. А до конца года хотелось бы организовать концерт коллективов армянской общины в Беларуси.
— Большой концерт может получиться?
— Безусловно. В Беларуси по официальной статистике проживают 11 тысяч армян, а по неофициальной — раза в три больше.
— Чем же они здесь занимаются?
— Живут обычной жизнью и работают там же и так же, как и белорусы. Я хочу воспользоваться случаем и сказать, что в спокойном и сплоченном белорусском обществе можно свободно жить и трудиться представителям любой национальности. При этом сохраняя свои традиции и чувство национальной гордости. Вижу, что у вас помнят и чтут фамилии Баграмяна, Айвазовского, Мясникяна (Мясникова. — А.В.)... Это говорит и о том, что белорусы не только благородный, но и благодарный народ.
— Правда, что армянская диаспора во всем мире живет очень организованно?
— Да. Механизм самоуправления общин на самом деле налажен. Но и в структуре МИД Армении есть специальное агентство, задачей которого является поддержка связей с армянами по всему миру. Огромная численность нашей диаспоры — это итог нашей трагической истории: геноцид, война, землетрясение.
— Назовите известных армян — выходцев из диаспор.
— Певец Шарль Азнавур, который, кстати, скоро приедет вместе с французским президентом Жаком Шираком в Армению, актриса и певица Шер (Шерилин Саркисян), кинорежиссер Анри Верной (Ашот Магакян), теннисисты Андре Агасси и Давид Налбандян, футболисты сборной Франции Юри Джоркаефф и Ален Богосян... Всех не перечислишь.
— Вы говорите, что армянам комфортно в Беларуси, что мы похожи, что армяне всегда симпатизировали белорусам. Где же корни нашей “похожести”? Минск и Ереван разделяют 2757 километров...
— Наверное, в похожести истории, в многострадальности и стойкости духа, в отсутствии агрессии, в религии.
— Не могу не спросить еще об одном. В 1988 году многие, в том числе белорусские спасатели, приехали в Спитак, чтобы помочь армянам справиться с последствиями землетряcения... Город сегодня жив?
— В 1988 году нам на помощь пришли все союзные республики. Огромную помощь оказала и Беларусь. Но после распада Союза мы остались один на один с последствиями землетрясения. Сегодня и Спитак, и другие пострадавшие города продолжают восстанавливаться. Можно даже сказать, что в глобальном смысле основной этап восстановления пройден. Хотя еще недавно многие люди жили в палатках, а школьные занятия проводились в вагончиках. К сожалению, и сегодня все вопросы с жильем и трудоустройством не решены — в Спитаке живут около 20 тысяч человек.
— Сегодня на месте СССР строятся новые геополитические объединения. Армения относительно давно, в 2001 году, вступила в ВТО, является наблюдателем при ЕврАзЭС...
— Вступление в ВТО было одним из приоритетов нашей политики, потому что открыло нам больше возможностей для развития экономических отношений с другими странами, создания более выгодных условий для торговли. При нормальном ведении внешнеполитического курса членство в ВТО никак не мешает нашим контактам с Беларусью и другими странами. Кроме того, Армения является активным членом СНГ и ОДКБ.
Что касается ЕврАзЭС, то основная выгода от членства в объединении возможна при общей территориальной границе, чтобы выигрывать на торговых и транспортных привилегиях. А у нас границы с ЕврАзЭС нет.
— Недавно в Ереване прошла выставка “Армения-EXPO-2006”. Наши СМИ сообщали о том, что белорусские стенды были очень широко представлены и популярны. А если в Минске организовать аналогичный показ... Что бы вы представили на стендах Армении? И как обстоят у нас дела со взаимной торговлей?
— Что касается торговли, то цифры, может, и не впечатляют (11 млн. долларов за январь—июль 2006 года. — А.В.), но рост товарооборота на 31 процент настраивает только на хорошее.
Что я показал бы на выставке? Да много чего! Кстати, в 2007 году мы планируем провести у вас выставку армянской продукции. Мы поставляем в Беларусь знаменитые вина и коньяки, лекарства, электротехнику, каучук, ювелирные изделия. Если бы не коммуникационная блокада Армении, на вашем рынке обязательно присутствовали бы наши овощи, соки, пиво, минеральная вода, рыба...
— Рыба?! В Армении же нет моря...
— Дело не в море и даже не в знаменитом озере Севан. Едва ли не в каждом населенном пункте есть искусственные частные водоемы, где выращивают рыбу.
— Кстати, о кухне... Вы не скучаете по национальным продуктам?
— Честно говоря, большой разницы между армянскими и белорусскими вкусами нет. Но мы больше кушаем мяса и овощей. Наверное, потому, что у нас их в избытке.
— А как цены?
— Вообще-то ниже, чем в Беларуси. Самое дорогое мясо, даже накануне праздников, не стоит больше 4—5 долларов, а хлеб стоит около 20 центов. Но и средняя зарплата у нас пока несколько меньше белорусской.
— Средняя продолжительность жизни у армянских мужчин 70 лет, а у женщин — 76... Как армянам это удается?
— Есть такая шутка: “В чем секрет долголетия? Просто надо долго жить...” Не знаю... Специально мы не настраиваемся. Наверное, дело и в воздухе, и в воде, и в трудотерапии как лекарстве от болезней.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter