В чем правда, блат?

Рынок и местный «феодализм» не совмещаются
Рынок и местный «феодализм» не совмещаются

Во вчерашнем номере «СБ» было опубликовано письмо читателя из Борисова под заголовком «Прилавок говорит сам за себя». В нем поднималась достаточно серьезная проблема. Местные власти, по мнению автора, чинят барьеры на пути молочной продукции из других городов и областей, фактически лишая покупателей выбора. Насколько типична ситуация?

Елена Бабкина, заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО «Савушкин продукт», говорит, что случаи, когда местные власти чинят барьеры на пути продукции из других областей, не так уж редки. «На практике обычно поступает устное распоряжение от районных или городских руководителей директорам торговых объектов брать на реализацию изделия местного гормолзавода. При этом чиновники нередко просят торговлю проавансировать местное производство. Таким образом, создается замкнутая локальная товарно–денежная цепь. И хотя производители из других областей, например «Савушкин продукт», готовы отгружать продукцию без предоплаты, предпочтение в некоторых случаях отдается не им».

Председатель наблюдательного совета пивоваренной компании «Сябар» Сергей Левин констатирует, что производители пива также сталкиваются с административными препонами при продвижении своей продукции на рынки других областей. «Ограничить конкуренцию пытаются директора слабых региональных пивзаводов. Они идут к руководству своего исполкома. А оттуда поступает команда: поддерживать «своих». Смысл такой «кооперации» понятен: производитель увеличивает выручку, чиновник наполняет местный бюджет, поддерживает занятость, — говорит С.Левин. – Но все это просто не экономика...» Некоторые мои собеседники предлагали посмотреть на явление и под другим углом зрения: по их мнению, благосклонность местного начальства не всегда бескорыстна. Но это — предмет другого исследования...

Очевидно, что проблема задевает интересы не только одного конкретного производителя или отрасли. Что думают о ситуации в целом на верхних этажах управленческой вертикали?

Начальник отдела антимонопольного регулирования Министерства экономики Елена Ганакова отмечает, что отступления от антимонопольного законодательства на локальных товарных рынках — явление систематическое. В 2006 году было выявлено 51 нарушение со стороны органов управления. «При этом нарушителями выступили 23 исполкома, то есть некоторые местные чиновники «отличились» не раз», — замечает Елена Ганакова. По мнению представителя Минэкономики, есть две явные причины того, что локальный протекционизм продолжает процветать. Во–первых, штрафы по отношению к провинившимся применяются щадящие. Вступивший в действие с 1 марта этого года новый КоАП ситуацию не изменил: за «покушение» на базовый рыночный принцип чиновник может схлопотать лишь от 20 до 50 базовых величин. Согласитесь, величина не слишком пугающая. Вторая причина кроется в том, что ситуацию на местных товарных рынках отслеживают сами облисполкомы, точнее действующие в них управления по ценовой политике. А такой механизм контроля, мягко говоря, не совсем действенный...

Впрочем, в самих облисполкомах на проблему смотрят несколько иначе. «На мой взгляд, производители часто перегибают палку. Например, в прошлом году мы получили сигналы из Молодечно, что в местную торговую сеть не пускают колбасы из других областей. Работники нашего управления выехали на место. Обошли десять частных торговых точек и убедились, что ИП торгуют не только колбасой местных мясокомбинатов, но есть продукция и из других областей. У нас же нет инструкции, согласно которой в каждой конкретной точке должно быть представлено такое–то количество товаров «своих» производителей, такое–то — «чужих», — рассуждает Олег Аладьин, начальник управления ценовой политики, заместитель председателя комитета экономики Минского облисполкома. — А что касается устных распоряжений от местных властей — торговой сети брать на реализацию только «свои» товары, то здесь мы отфиксировать нарушение антимонопольного законодательства фактически не можем. Ведь устные команды — это не документ, как доказать, что они действительно были? А во–вторых, почему обл– или райисполком не может рекомендовать (а не приказывать) поддерживать местное производство?..»

В общем, у каждой из сторон своя правда. А хочется, чтобы она была одна, полезная для государства, а главное – для покупателей. Но для этого, видимо, следует пойти на серьезный шаг. А именно: передать полномочия контроля за состоянием конкуренции на местных рынках независимому от облисполкомов органу. В России, например, существует антимонопольная служба с грозным названием ФАС. Может, есть смысл и у нас создать нечто подобное? Чтобы разгромить искусственный «феодализм».

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter