В чем правда, блат?

Возвращаемся к теме конкуренции
Возвращаемся к теме конкуренции

В одном из монологов М.Жванецкого язвили, мол, пылесос собирается не для того, чтобы он работал, а для того, чтобы работали люди, которые его собирают... В рыночной экономике директора ломают головы над вопросом, как сбыть товар. При «плане» он решается просто. С помощью разнарядки. Товар может быть отличный, хороший, плохой, дешевый, дорогой — не суть важно. Если есть команда, то пылесос, колбаса, молоко, бублики поступают в продажу. Если нет — увольте.

Статья «В чем правда, блат?» («СБ», 14.03.2007 г.) о барьерах на местных рынках имела резонанс. Особенно неравнодушными оказались руководители частных торговых предприятий. Видно, накипело. По словам обратившихся в редакцию, районные власти навязывают сбыт местного продовольствия. Завозить же колбасу или молоко из соседней области своей же страны чревато. Даже если на них спрос...

Продавать бы рад...

Директор молодечненского частного предприятия «Эконика» Николай Апетенок был одним из тех, кто позвонил в редакцию. По его просьбе я выехал в Молодечно. «Поймите, мне хочется, чтобы мои 3 магазина предоставляли продукцию, которую люди желают видеть у себя на столе, — говорит руководитель «Эконики». — Хочу, чтобы на мой коллектив не давили по той лишь причине, что мы завозим колбасы и молоко из Гродненской и Брестской областей».

Николай Апетенок, его помощник, три завмага «Эконики», бухгалтер, юрист не могут понять, почему их и других представителей городской торговли «просят» делать странные вещи. «Райисполком установил негласную квоту — 95 процентов. Такую долю на прилавках должно занимать местное продовольствие. Но у нас, например, нарасхват колбаса из Слонима. Покупатели благодарят, что мы ее завозим. А в райисполкоме стучат пальцем по столу, — рассказывает Н.Апетенок. — Почему я не могу принимать решения, которые считаю оптимальными? Ведь имей «Эконика» свободу выбора, я бы увеличил выручку, зарплату персоналу, отчисления в бюджет...»

Журналист меняет профессию

Производители, которых не пускают на рынки других областей, и работники магазинов твердят об удивительном явлении. Два–три раза в неделю в торговых точках появляются «летучие бригады». Как правило, это представители местных заводов. Они «мониторят» прилавки. Обнаруживают «вражеский» товар — докладывают в исполком. «Случаются анекдоты, — рассказывает завмаг одного из магазинов «Эконики». — Сотрудница нашего мясокомбината увидела на прилавке колбасу «Российскую» и срочно отзвонилась куда надо: караул, мол, тут не то что из другой области — из России товар лежит! А оказалось, это продукт молодечненского завода»...

Действительно, анекдот. Я тоже решил вжиться в роль «летучего бригадира». И проинспектировать местную торговлю на предмет конкуренции. Результат был таков.

Объект первый, магазин «Чыгуначнiк» (предприятие «ДорОрса») у ж.–д. вокзала. На прилавках — колбасы, сосиски из Молодечно, Борисова, Слуцка. Все из Минской области. «А гродненская колбаса есть?» — «Не бывает». — «А почему?» — «Райисполком не разрешает из других областей колбасы завозить», — чистосердечно призналась продавец.

Изучаю прилавки с молоком. Доминирует местная «Молодея». Но есть и «Савушкин». «А почему у вас молоко из других областей?» — «Оно хранится по нескольку месяцев, а наше портится за три дня. Наверное, поэтому разрешили», — пожимают плечами в «Чыгуначнiке».

В универсаме «Юбилейный» по ул. Притыцкого и колбасы, и молоко, и хлеб — все «свое». Следую дальше. Магазин предприятия СП «Лазурит–Био». Витрина с колбасами. На ценниках — Молодечно, Борисов, Слуцк. «Девушка, очень хочется гродненской колбасы». — «Не завозим».

«Может, у вас есть гродненская», — с надеждой обратился к продавцу магазинчика на Центральной площади. «Нельзя нам ее продавать: местные власти не позволяют. Но если очень хочется... Идите после 17.00 на крытый рынок. Проверяющие уже не ходят. И торговцы выкладывают слонимские и волковысские колбаски».

Закончился мой «рейд» в магазине «Глория», принадлежащем «Эконике». Здесь среди «своих» товаров лежали, занимая скромное место, изделия из Слонима. «Теперь понимаете, почему нам грозят лишением лицензии?» — поинтересовался Николай Апетенок.

Выбери меня

Полагаю, любопытно узнать позицию местного руководства. Ефим Идельчик, первый заместитель председателя Молодечненского райисполкома, при встрече со мной высказал удивление: «Странно, почему СМИ так активны сегодня. Ведь система товарных фондов, которые регионы должны выбирать, существует не один десяток лет». «Видно, конкуренция между производителями сильно обострилась», — предположил Ефим Аронович.

По его словам, никаких личных мотивов в деятельности районной власти нет. «Мы выполняем то, что требуется».

А требуется следующее. Собеседник показывает мне распоряжение ГУ «Миноблмясомолторг»: разлинованная бумага исписана прогнозными цифрами. «Такие документы рассылаются по всей области. Видите, здесь написано, сколько мы должны взять на реализацию мясных продуктов. В Слуцке столько–то тонн, в Борисове столько, в Молодечно столько... Райисполком доведенные квоты распределяет между предприятиями торговли — их у нас, включая ИП, 118. Те составляют заявки для мясокомбинатов. Благодаря им производители в Молодечно, Борисове, Слуцке планируют объемы выпуска. Понятно, если кто–то из наших предпринимателей подал заявку, например, в Слуцк и поехал за колбасой в Слоним, то мне звонят с завода и жалуются: продукция не выбирается», — говорит Е.Идельчик.

— И как наказываете «уклонистов»? — интересуюсь я.

— Предупреждаю, убеждаю. Иногда «стращаю» лишением лицензии... Но, конечно же, ни у кого сразу лицензию мы не отбираем.

— Насколько я понимаю, если руководитель магазина выбрал доведенные ему объемы по области, он может закупать колбасу или молоко за ее пределами?

— Конечно.

— Но ведь показатели производства колбас, молока, хлеба рассчитываются облисполкомом исходя из потребностей населения. Свой рынок должен быть закрыт своей продукцией...

— В принципе, так. Планы составляет ш
тат специалистов, отмечу, весьма профессионально. Но вот ситуация. Универсам «Юбилейный», например, взял на реализацию больше областной продукции, чем планировалось. И хотя директор «Эконики» завез колбасу из Слонима, общий показатель по району выполняется. В этом случае у меня нет претензий к тем, кто продает не наши изделия. На здоровье.

— Как вы считаете, система плановых фондов отвечает духу времени? Или есть смысл открыть рынки?

— Не в моей компетенции оценивать, что лучше. В любой системе есть плюсы и минусы. Скажем, если сейчас снять ограничения по молочной продукции, то, условно, «Савушкин продукт» «положит» небольшие региональные заводы. Часть наших людей лишится рабочих мест, зарплаты. Упадет спрос и на «Савушкин». К тому же брестский производитель через пару–тройку лет может целиком переключиться на экспорт. Не оставаться же нам без молока...

Центральный вопрос

«Замораживание» конкуренции на местах — проблема государственного масштаба, — уверен директор минского универсама «Народный» Валерий Глушец. — В Минскую область стараются не впускать, например, брестские и гродненские товары, в других регионах чинят барьеры для мяса и молока из Минска. В экономике, как в физике, если где–то прибавится, то в другом месте обязательно убудет. А в итоге страдает потребитель, «консервируется» неконкурентное производство. У директоров многих заводов нет настоящего стимула для инноваций. Ведь проблема сбыта лежит на магазинах».

Представители торговли убеждены: на местном уровне проблему не решить. Вопрос должен быть серьезно рассмотрен на верхних этажах управленческой вертикали. Надо ли в стране развивать реальную конкуренцию? Если да, то как сделать, чтобы протекция на местах перестала цвести? Как обеспечить открытое и прозрачное соперничество товаров, не дать местным рынкам превращаться в «удельные княжества»?

Эти вопросы хочется адресовать в первую очередь Министерству экономики, Министерству торговли, а также руководству облисполкомов. Но ответить на них могут и другие заинтересованные лица.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter