В чем отличие инвестиций от политических дивидендов?

Все, что сегодня происходит вокруг литовского нефтяного концерна "Mazeikiu nafta", лишь подтверждает прописную истину: в бизнесе все разговоры могут идти лишь на языке денег, а кажущееся доминирование в диалоге политической составляющей может претендовать лишь на ширму, за которой и разворачиваются истинные события.
Все, что сегодня происходит вокруг литовского нефтяного концерна "Mazeikiu nafta", лишь подтверждает прописную истину: в бизнесе все разговоры могут идти лишь на языке денег, а кажущееся доминирование в диалоге политической составляющей может претендовать лишь на ширму, за которой и разворачиваются истинные события. Вспомним 1999 год. Тогда в схватке за обретение контроля над мажейкяйским заводом сошлись крупные российский и американский капиталы. Победил последний, и далеко не в последнюю очередь благодаря проамериканским настроениям тогдашнего политического бомонда страны. В конечном итоге сделка могла обернуться и политическим кризисом. Однако все ограничилось несколькими добровольными отставками членов правительства, а победившая компания "Williams" приступила к... неисполнению взятых на себя обязательств.

Впоследствии литовская пресса не раз обвиняла новоявленного инвестора в затягивании проекта реконструкции приобретенного предприятия. Звучали даже предположения о скором банкротстве "Mazeikiu nafta", что нередко наводило на сомнения об истинных мотивах интереса американцев к балтийской нефтепереработке. Однако перманентные информационные выстрелы чрезмерного резонанса не вызвали. Бомба разорвалась несколько дней назад, когда стало известно, что "Williams" уступает свою долю в "Mazeikiu nafta" одному из грандов российского нефтебизнеса - компании "ЮКОС". Американцы продали россиянам 26,85 процента акций за 85 млн. долларов и одновременно - право на управление предприятием. Теперь, если литовское правительство не воспользуется своим правом приобретения половины американского пакета, "ЮКОС" станет полноправным владельцем мажейкяйского завода, сосредоточив в своих руках более 53 процентов акционерного капитала. Но и в противном случае унаследованного от американцев права управления компанией он не утратит.

Литовские политики не скупятся на комментарии ситуации. Взгляды, как водится, полярные: от аннексивной агрессивности российского капитала через нейтральное "деньги не пахнут" до угрозы национальной безопасности вследствие разрушения баланса инвестиций с Запада и Востока. Правые во всем обвиняют левых, те им отвечают полной взаимностью. Но главного вывода, похоже, не сделано: за тугой политической оберткой так и не удается разглядеть самой сути исключительно экономического проекта.

Ситуация показательна, особенно на фоне грядущей приватизации белорусского нефтекомплекса. Ведь сегодня у нас ведется не меньше споров о том, чьи инвестиции лучше: западные или восточные. Хотя дружбы, как известно, за деньги не бывает. Американские дипломаты в Литве дистанцировались от ситуации. На обращения политиков они отвечают лаконично: бизнес. И против этого возразить нечего. Свой пакет "Williams" реализовал с наваром в 10 млн. долларов, что абсолютно четко демонстрирует коммерческую целесообразность сделки. А что до потери некоторыми лидерами политических дивидендов, до этого, похоже, нет дела ни американской, ни российской стороне. Бизнес.

Очевидно, что сортировка целесообразности инвестиций по их национальной принадлежности - дело весьма сомнительное. Что нужно конкретному заводу вне зависимости от того, где он расположен - в Мажейкяе, Новополоцке или где-то еще? Ответ ясен: передовые технологии, сырье для переработки и, как следствие, конкурентоспособная работа на пользу государству и своим коллективам. Можно ли этого достичь в том случае, когда вопросы бизнеса принимают характер политического торга?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter