В чем наука делать науку?

Предложенный научным форумом комплекс мер по повышению эффективности исследовательской работы сделал Первый съезд ученых Республики Беларусь историческим событием не только для работников научно-технической сферы, но и для каждого из нас

Предложенный научным форумом комплекс мер по повышению эффективности исследовательской работы сделал Первый съезд ученых Республики Беларусь историческим событием не только для работников научно-технической сферы, но и для каждого из нас. Ведь именно от уровня науки зависит благополучие страны, обделенной другими ресурсами, кроме интеллектуального. Мысль эта не нова. Как было отмечено с трибуны съезда, Якуб Колас почти сто лет назад пророчески написал: «Зямля i навука – вось, брат, аснова жыцця беларуса». И эта основа, вторая ее часть, сегодня остро нуждается в укреплении. 

На съезде подчеркивалось, что государственная научно-техническая политика Беларуси в последние годы претерпела серьезные тематические и организационные изменения и близка по своей сути к тенденциям мирового стратегического планирования научно-исследовательской деятельности. Научные исследования, ориентированные на потребности основных отраслей, ведутся сегодня по небольшому перечню приоритетов. Применительно к этим задачам осуществляется и программно-целевое финансирование. Для решения крупных народно-хозяйственных задач созданы государственные комплексные целевые научно-технические программы. 

Потребности экономики продиктовали необходимость создания новых организационных структур НАН Беларуси в виде научно-практических центров и производственных объединений. 

Уже функционируют 5 таких НПЦ аграрного профиля, принято решение о создании еще двух подобных структур и двух производственных объединений. Действует система контроля выполнения научно-исследовательских проектов и использования бюджетных средств. Неэффективные направления закрываются, а высвобождающиеся средства направляются на актуальные научные проекты. 

Это жесткая мера, и время покажет, в какой степени она будет эффективна и оправданна. Но что касается лишения ученого права на риск и ошибку, которую страшно совершить из-за угрозы возврата потраченных на научный поиск средств, то, как подчеркивалось на съезде, такой подход может привести к тяжелым последствиям для науки. Ориентируясь только на гарантированный результат, можно, конечно, его получить. Но  рожденный под дамокловым мечом запрета риска, он всегда будет нести на себе печать осторожности и едва ли сможет претендовать на принципиальную новизну. 

Безусловно, наука сегодня успешно выполняет свою роль, обеспечивая выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции и многократно окупая вложенные в нее средства. Только за 2006 год по результатам исследований разработано и создано свыше 230 образцов новых машин, оборудования и приборов, свыше 110 систем управления и программных средств, более 480 новых материалов, веществ и инструментов, около 140 технологических процессов. 

Назывались и другие впечатляющие цифры, но прозвучали и тревожные сигналы, которые заставляют задуматься. Например, было сказано, что только 12 процентов технологий, созданных в прошлом году, соответствуют мировому уровню. В связи с этим поступило предложение усилить научную экспертизу проектов. 

С трибуны было сказано, что уже в ближайшее время необходимо создать национальную инновационную систему – современную комплексную модель генерации, распространения и использования знаний, концепция которой уже одобрена соответствующей правительственной комиссией. Намеченные меры предполагают, что научный продукт станет полноценным товаром, а ученые – правообладателями полученных результатов. Для решения  задачи потребуется усовершенствовать законодательство, урегулировать правовые отношения по объектам интеллектуальной собственности. 

Что касается финансирования, то за 2001 – 2006 годы внутренние затраты на научные исследования и разработки составили почти 1,79 триллиона рублей. При этом наиболее быстро росли объемы финансирования за счет средств республиканского бюджета: по отношению к 2001 году темпы роста составили 4,3 раза. В то же время отмечалось, что из инновационных фондов отраслей, которые в прошлом году были сформированы в объеме 1,6 триллиона рублей, на науку и финансирование работ по подготовке и освоению производства наукоемкой продукции было направлено лишь около 11 процентов, тогда как требовалось направлять не менее 30 процентов средств. 

Продолжая разговор о деньгах, участники форума отметили серьезные проблемы в организации оплаты труда в науке. Ведь в этой сфере осталась практика советского периода, когда было стопроцентное бюджетное финансирование. Сейчас же в большинстве научных учреждений доля бюджетных средств составляет около половины от расходов, а тарифная сетка – как для бюджетников. Конечно, есть возможность зарабатывать, выполняя прямые договоры, но за хороший результат надо и платить хорошо, а существующие нормативные акты делать этого не позволяют. 

Большая проблема – затратный метод расчетов при формировании цен на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Он распространяется не только на бюджетные средства. Но на него ориентируются и заказчики договорных работ, а потому научные организации часто оказываются в невыгодных условиях. 

Отмечалось, что для выполнения академией уставных функций необходимо совершенствовать организацию проведения и координацию исследований и разработок, выполняемых всей научной сферой. Для этого целесообразно все научные учреждения, не изменяя их ведомственную принадлежность, включить в состав соответствующих отделений НАН. 

Новые формы инновационной работы предлагает и вузовская наука. Например, уже проходят проверку практикой контактно-кооперационные биржи с участием ученых вузов и специалистов предприятий. Но даже при такой координации трудно рассчитывать на успех без решения правовых и финансовых вопросов, связанных с передачей научных разработок в производство, определением их экономической эффективности. Поэтому, считают ученые, следует оперативно разработать нормативные акты по распределению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданию эффективного механизма введения этой деятельности в гражданский оборот, расширению рынка лицензионной торговли объектами интеллектуальной собственности. Сдерживает развитие научной и инновационной деятельности вузов и отсутствие у них статуса научной организации. Кроме того, Гражданский кодекс не позволяет университетам создавать инновационные предприятия и внедренческие структуры с правом юридического лица. 

Все названные, а также многие другие проблемы обобщены в принятой резолюции. Кроме этого документа, будет разработан и план мероприятий, адресованный государственным органам управления. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter