В буровики слабых не берут

ПО ПОДСЧЕТАМ специалистов, их общая протяженность составляет почти 600 километров. Предприятие проложило также 1665 километров водопроводных сетей. Только в нынешнем году оно увеличило счет еще на 16 скважин.

ОАО «Могилевпромбурвод» пробурило и обустроило около 7,5 тысячи скважин

ПО ПОДСЧЕТАМ специалистов, их общая протяженность составляет почти 600 километров. Предприятие проложило также 1665 километров водопроводных сетей. Только в нынешнем году оно увеличило счет еще на 16 скважин.

Могилевские буровики выполняют все работы, начиная от разведки по определению глубины и мощности водоносного слоя и заканчивая техническим обслуживанием скважин.

Пробурить и обустроить метр промышленной скважины обходится примерно в 3,5—4 миллиона рублей, а бытовой — для населения — около 800 тысяч рублей. Дорого? Да. Но при этом нужно иметь в виду, что примерно половину всей стоимости приходится на трубы, еще половина — работа, фильтры, другие расходные материалы. Словом, пробурить скважину — дорогое удовольствие. Но если ее своевременно и правильно обслуживать, она будет служить не одно десятилетие.

Начальник планово-производственного отдела предприятия Любовь Михейченко с гордостью рассказывала, что до сих пор еще работают скважины, пробуренные специалистами предприятия более полувека назад. А в Бобруйском районе, по ее словам, обнаружены незатомпонированные довоенные скважины, которым более семидесяти лет.

Сколько раз приходилось обслуживать таких «ветеранов» — а в соответствии с технологическими требованиями такие работы должны проводиться два раза в год, — менять фильтры, никто не знает. Как, впрочем, и сколько раз чистили, меняли насосы. Некоторые владельцы скважин на этом пытаются экономить. Мол, работает скважина — и пусть себе работает. Нужно что-то поправить — сделаем сами. Зато потом, когда выходит из строя и без специалистов уже не обойтись, приходится раскошеливаться втридорога. Чего только не доставали из таких скважин — оборвавшиеся ключи, которыми измеряли глубину водоносного слоя, другие металлические предметы, те же насосы. У промбурводовцев имеется огромнейший набор инструментов, с помощью которых они возвращают к жизни скважины. Но одно из самых главных требований — своевременное и качественное обслуживание.

— Прежде чем приступить к бурению, нужно провести разведку водоносного слоя, то есть «прошить» земляной разрез на необходимую глубину стволом небольшого диаметра, — посвящает в некоторые тонкости своей профессиональной деятельности главный инженер «Могилевпромбурвода» Вячеслав Шлыков. В этом деле он знает практически все. В свое время 17 лет отработал на бурении нефте- и газоскважин в России. В Беларуси уже 14 лет. За углеводородами, бывало, приходилось углубляться в земные недра более чем на три километра. Что же касается скважин для воды, то здесь рекорд 460 метров, принадлежащий минеральной скважине под Могилевом. Чтобы углубиться на такое расстояние, понадобилось более трех месяцев. В основном же приходится бурить скважины на 100—150 метров.

Сколько за свою жизнь пробурил скважин Вячеслав Шлыков, об этом он даже не задумывался, хотя некоторые его коллеги все-таки ведут такой учет. Поэтому, прежде чем отвечать на этот вопрос, начал перебирать в памяти трудовые будни. Как оказалось, только в глубоком бурении прошел более семидесяти километров.

Скважины, которые отслужили свой век, обязательно приходится утилизировать, чтобы через них не засорять водоносные слои. Для этого применяются специальные материалы. На первый взгляд сделать это можно довольно просто и дешево: засыпал скважину — и ее как не было. Но если поступать таким образом, то можно загрязнить воду. Поэтому в скважину сначала засыпают промытый песок, потом слой глины, затем делают своего рода цементный мост. Что же касается труб, которые уходят в землю, то из глубины до ста метров их приходится извлекать. Тем более что потом можно использовать повторно. На качестве новых скважин это не сказывается, а стоимость таких труб по сравнению с новыми процентов на 30 ниже. Аналогичные работы специалисты «Могилевпромбурвода» выполняли в Крупском, Березинском и других районах, не считая, конечно, своего региона.

В последнее время буровикам довольно часто приходится работать в сельхозпредприятиях. Это связано со строительством животноводческих ферм. Одна из бригад в эти дни задействована под Минском, другая — в Александрии Шкловского района, третья — в Горецком районе. Понятно, что домой оттуда, да и с других объектов, не наездишься. Жить приходится в домиках-вагончиках, в них все удобства. К услугам буровиков телевизор, холодильник, кухня, спальня, на зимний период включается электропечь. Заместитель директора Владимир Новиков показал одну из таких будущих передвижных квартир на 4 человека, которую на предприятии сами готовят для буровиков. Обошелся устаревший вагончик в несколько тонн металлолома. Теперь переделывают его под жилье. Одно из важнейших его преимуществ — он значительно дешевле аналогов промышленного производства, а удобства те же.

— В соответствии с установленными требованиями для мелкотрубчатых колодцев, то есть для бытовых нужд, можно бурить скважины до 20 метров без всяких документов, — продолжает Вячеслав Шлыков. — А чтобы заглубляться дальше, нужно делать проект. Правда, бывают случаи, когда и на двадцатиметровой глубине сухо. Тогда в силу вступает нигде не прописанное правило — бурить до первого водоносного слоя. Но при этом одним разрешением — санстанции — все-таки придется заручиться.

В свое время могилевским буровикам довольно часто приходилось работать в Смоленской области. По словам заместителя директора, она была как родная. До сих пор там работают скважины, пробуренные специалистами предприятия. Но потом, когда выживать приходилось кто как сможет, вспомнили о старых наработанных связях. Поехали на Смоленщину. Заказчики нашлись быстро. Но после того как буровиков там «обули» по полной программе, пришлось отказаться. Экономическое положение не поправили, а горя, как говорится, хлебнули. После того желание работать там отпало. Но наука оказалась неплохой.

В прошлом году «Могилевпромбурвод» вышел в «Белагросервисе» победителем соревнования. Его успехи Владимир Новиков объяснил довольно просто — хорошими бытовыми условиями и условиями работы людей, высоким чувством ответственности всего коллектива — управленцев, бурильщиков, обслуживающего персонала, отсутствием случайных людей. А те, кто здесь работает, — профессионалы высокого класса. В их числе тот же Вячеслав Шлыков, организатор производства — руководитель предприятия Александр Лакрисенко, который работает в коллективе около 30 лет, автокрановщик Виктор Ешкин, слесарь Леонид Маненок, экскаваторщик Александр Курцов, машинист буровой установки Сергей Костиков и многие другие. Более 10 лет отработал в поле, прекрасно знает, что такое вахтовый метод, заместитель руководителя по коммерческим вопросам Владимир Новиков. Это он, давая характеристику коллегам по работе, заметил довольно емко и образно, что слабых в буровики не берут.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото из архива предприятия

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter