В Бресте запустили велошеринг. Первым арендатором стал председатель горисполкома Александр Рогачук

Модный проект сервиса проката велосипедов теперь доступен брестчанам. Это второй город после столицы, где компания «Колобайк» реализует проект «Велошеринг». Проект поддержали городские власти и движение «За вело-Брест». Первым арендатором стал председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук.

— Создать удобства гражданам и немножко побороться за экологию, потому что велосипед — самый экологичный вид транспорта, —Александр Каледа, замдиректора компании «Колобайк» перед запуском проекта рассказывал журналистам об особенностях проекта. — Хотим, чтобы в Бресте было не менее 1000 велосипедов. Не будет станций и зон. Вышли из дома, увидели ближайший велосипед и поехали к себе на работу. Его можно поставить в любом месте, закрыть замок и уйти.

Главная фишка велошеринга именно в том, что пользователи могут оставлять велосипеды в любой точке города с одним условием: не мешать проходу пешеходов и проезду транспорта. Аренда оплачивается через мобильное приложение, привязанное к банковской карточке. В этом же приложении благодаря тому что велосипеды подключены к GPS-навигации, свободные будут видны на карте города.

Есть и функция резервирования. Если, к примеру, пользователь поехал на велосипеде в магазин и планирует на нем вернуться домой с покупками, то, пока он закупается, другие пользователи его не откроют и даже не увидят на карте в приложении. Директор информационно-просветительского учреждения «За вело-Брест» Владимир Красько дополняет:

— На территории города можно оставить и так, чтобы они были видны — не прятать во дворах. Супермаркет «Микс», Администрация Московского района Бреста, БрГУ, и городской сад — это первые точки, где выставлены велосипеды. А дальше они уже разъедутся по всему городу.

В первую очередь авторы проекта взяли те микрорайоны, где хорошо развита инфраструктура — это Восток и Ковалево. По словам Владимира Красько, в Бресте 4,5 тысячи приверженцев велопрогулок, которые пользуются велосипедом как городским транспортом. При этом есть отложенный спрос на велосипеды:

— Соцопросы показали, что при безопасной инфраструктуре и удобстве передвижения 27 тысяч брестчан высказались, что готовы передвигаться по городу на велосипеде. Как раз мы достигаем тех цифр, которые поставлены концепцией развития велодвижения, чтобы к 2025 году 8% брестчан передвигались на велосипедах. Инфраструктура есть, появляются возможности передвижения. Есть опыт соседних стран. Например, в польском Люблине, городской прокат увеличивает в среднем за три года численность людей, которые пользуются велосипедом, в 5 раз.

Александр Каледа дает характеристики, по сути, новому виду городского транспорта:

— Это велосипед прогулочный, он предназначен для краткосрочных поездок. Те, кто привык пользоваться своими горными велосипедами, конечно, скажут, что он тяжелый по сравнению со своим транспортом. Мощная рама сделана для того, чтобы было удобно и безопасно на нем передвигаться —если он упал, то не погнулся. Так техника прослужит долго. Кроме того, при таких условиях велосипеды не будут воровать.

Впрочем, продолжает Александр Каледа, случаев вандализма немного. На фото очень часто появляются одни и те же велосипеды, снятые с разных ракурсов. Общаясь с прессой, замдиректора «Колобайка» делится столичным опытом:

— Самые эффективные поездки, которые мы отслеживали — не более 15 минут. Пользуются, чтобы добраться с одной точки в другую и не ждать общественный транспорт. В Минске мы экспериментировали: многие берут шеринг, чтобы проехать две-три остановки в хорошую погоду, например, до метро. Пользуются им многие родители (ведь не у всех есть просторные балконы, чтобы хранить свои велосипеды), а детям покупают уже по умолчанию, и ради них готовы тесниться. Потом родители на наших велосипедах сопровождают детей, которые едут на своих.


Перед началом движения достаточно просканировать нанесенный на велосипед QR-код — и веломашина в вашем распоряжении! Цена поездки — рубль полчаса. Этого времени хватает, чтобы доехать в центр из микрорайона. Для сравнения столько же стоит одна поездка в городском маршрутном такси. Протестировав велосипед, Александр Рогачук дал положительный отзыв:

— Мы не отказываемся от общего тренда: Брест должен быть экологичным городом, комфортным. И велодвижение является одной из ипостасей этого составляющего фактора. То, что сегодня у нас получается запустить велошеринг, у первого областного центра Беларуси, это очень комплементарно, потому что это доверие к городу. Естественно, будут какие-то негативные моменты, разные толкования, но я почему-то не сомневаюсь в успехе этого проекта. То, что начинаем в октябре — хорошо, потому что мы сейчас посмотрим, что получается, а что нет. И уже весной полноценно приступим к этому интересному проекту.

Пока что в пилотном режиме выставлено 100 велосипедов. По словам Александра Каледы, в ближайшее время система будет проходить отладку:

— Сейчас велосипеды будут выставлены на четырех площадках, которые нам подсказал руководитель движения «За вело-Брест», — это самые лучшие места для начала. В тестовом режиме мы будем смотреть, как работает операционная программа, чтобы набить шишки и понять, что нужно исправить, чтобы в следующем году Брест работал четко как часы.

Массово прокатные велосипеды от «Колобайка» появятся в Бресте в следующем году. Возможно, в областном центре они сменят цвет с желтого на голубой — цвет городского герба.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter