В “бой” за урожай идут одни “старики”

Есть одна у летчиков ООО “Пружаны Авиахимсервис” мечта — повысить урожайность в республике на 25 процентов

Есть одна у летчиков ООО “Пружаны Авиахимсервис” мечта — повысить урожайность в республике на 25 процентов

И это вовсе не какой-то прожект, а самый что ни на есть экономически просчитанный и реальный план. А за дело взялись не только серьезные, но и мужественные люди. Например, директор этого предприятия Олег Конанков служил в вертолетном спецназе в Афганистане, на его счету два ордена Красной Звезды, а заместитель Андрей Щеглов давал жару “духам” на штурмовике С-25. И также награжден этим орденом. Да и конкурс на работу здесь повыше, чем в любом вузе. Когда создавалось это предприятие, то только один человек из 10 претендентов стал членом летного коллектива. Ну а работа, которую выполняют пружанские авиаторы, не имеет аналогов в Беларуси.

Полеты во сне и наяву

Те, кто познал радость полета, никогда не отрекутся от неба. Как признался Андрей Щеглов, после ухода в запас небо не отпускало его. Поэтому он летал... во сне. Самое большее “наказание” для Олега Конанкова — невозможность из-за постоянной занятости (да и директорские обязанности не позволяют) летать. Но зато он дает возможность продолжить  быть с небом на ты другим летчикам. А 99 процентов коллектива — это люди, прошедшие военную службу. Многие из них служили в Афганистане.
Например, Олег Конанков служил в спецподразделении, задачей которого было уничтожение караванов с оружием и наркотиками, следующих из Пакистана в Афганистан. Благодаря мужеству этих парней были спасены сотни, а может, и тысячи жизней наших солдат и мирных жителей. Только в бою, когда вертолет подбили, Олег Анатольевич получил осколочные ранения обеих ног, разведгруппа, в которой он воевал, уничтожила более 150 наемников. Профессионально и мужественно сражался в Афгане и Андрей Щеглов, и другие летчики. И пусть теперь у них не боевые самолеты и вертолеты, а дельталеты, но ведь небо-то одно. И оно зовет.

Слово председателя

Два года назад Олег Конанков и Андрей Щеглов предложили председателю Пружанского райисполкома Александру Юркевичу идею обрабатывать сельхозугодья с помощью дельталетов. Бывшие военные летчики тогда обратили внимание на то, что белорусская сельхозавиация практически перестала существовать в начале 90-х годов минувшего века, а на ее месте не появилось ничего нового. В Германии же и Франции с помощью мотодельтапланов обрабатывают поля уже более двадцати лет. А не организовать ли подобное на Брестчине? Вот как вспоминает Олег Анатольевич тот переломный момент: “Это был риск. Но Александр Иванович нам не просто помог, а дал гарантии райисполкома, что предприятие будет работать и приносить прибыль, что оно необходимо сельскому хозяйству. Именно такими должны быть руководители — принимать ответственные решения и брать на себя ответственность”. Так в Пружанах появилось уникальное предприятие. Это сейчас, когда мотодельтапланы эффективно трудятся на полях, все согласились, что легкая авиация необходима для того, чтобы сельское хозяйство работало высокоэффективно. Но в
то время были и сомневающиеся.

Ты помнишь, как все начиналось

Как известно, за рубежом нередко и в 50 лет летчики становятся командирами воздушных лайнеров. И летают до 70 лет. У нас же военный летчик становится  пенсионером, едва перешагнув 40-летний рубеж. Скажите, ну какие это пенсионеры? Это люди в самом расцвете сил, которым надо куда-то приложить силы. Тот же Андрей Щеглов 12 лет мечтал вернуться в небо. И когда появилась реальная возможность, то он и его товарищи полгода работали без зарплаты. Ни копейки не получали. Наоборот, вкладывали свои средства в надежде, что скоро обретут работу.
В начале 2008 года учредителями ООО “Пружаны Авиахимсервис” стали шесть хозяйств района, но львиную долю под проект с условием создания 28 рабочих мест выделило государство — 280 миллионов рублей. На эти средства были приобретены три дельталета “Т-2 МСХ”, наземное оборудование, инструмент, микроавтобусы и тележки к ним для транспортировки летательных аппаратов. Бывшие военные летчики прошли переподготовку в учебном центре департамента по авиации Минтранса Беларуси. Так в Пружанах появилось предприятие по химической обработке растений методом ультрамалообъемного опрыскивания (УМО). Первое время (почти 1,5 месяца) дельталетчики работали в экспериментальном режиме. Работу оценивали сотрудники Института защиты растений при Национальной академии наук Беларуси. Опытные испытания подтвердили очевидное: воздушная химобработка растений — дело важное и необходимое. С середины июня начались трудовые будни.

Как круги на воде

Вначале заказов было немного. Но уже к осени 2008 года их было столько, что только успевай выполнять. И уже не только Пружанский район, но и вся Брестская область. А в этом году география работ включила Витебскую область, на очереди — Минская. Но имеющихся трех дельталетов уже явно недостаточно. Предприятие расширяется.
Птицы счастья
завтрашнего дня
Здесь уверены, что “завтра будет лучше, чем вчера”. В ближайшей перспективе — приобретение двух дельталетов и пяти самолетов. Это существенно расширит фронт работ. Причем первые три появятся в нынешнем году. ООО “Пружаны Авиахимсервис” получило в Белагропромбанке кредит. Кстати, сельскохозяйственные самолеты будут покупать новые американские сверхлегкие. Почему не традиционные “кукурузники”, которые за десятилетия работы зарекомендовали себя как надежные и неприхотливые машины. Увы, в 21-м веке свои правила диктует экономика. Ан-2 создавался тогда, когда бензин был очень дешевым. А сегодня нужно считать каждый рубль. К примеру, обработка одного гектара Ан-2 стоит более 60 тысяч белорусских рублей, дельталетом — максимум 25 тысяч, импортным самолетом — 35 тысяч.
Сейчас завершается строи-тельство аэродрома возле деревни Клепачи. Будет увеличена взлетная полоса, возведены новые ангары.

Одни плюсы

В планах — расширение спектра сельхозработ. Если на дельталетах (из-за недостаточной грузоподъемности) проводятся только химзащитные работы, то самолеты займутся внесением жидких и сыпучих удобрений. Все это в комплексе даст немалый экономический эффект. По данным ученых Академии наук Беларуси, если авиаторы обеспечат весь комплекс работ, то урожайность на Брестчине может возрасти на 25 процентов. Возьмите теперь это в масштабах страны — получится многомиллиардный эффект.
Конечно, химическую обработку полей проводят и тракторами. Но если у трактора дневная производительность составляет до 50 гектаров, то дельталет способен обработать до 400 гектаров. Да и технология работ у воздушных машин более оптимальна и универсальна. Так, например, такие высокорослые культуры, как рапс или подсолнечник, невозможно обработать тракторами. Сельхозработы очень сильно зависят от погодных условий. Например, этим летом постоянно идут дожди. Трактора вязнут, а сроки внесения подкормки растений или их химобработки уходят. А дельталетам все нипочем. Они себе летают и опрыскивают поля. Ультрамалообъемное опрыскивание еще и экологично. Так как распыление жидкости с воздуха идет на микронном уровне, то в землю почти ничего не уходит — все оседает на растениях, почва не загрязняется. Если, допустим, пшеничное поле заросло сорняками, то вручную его не прополешь и трактор не пустишь. А дельталет с воздуха отлично справляется с внесением химикатов избирательного действия.
На дельталете летчики выполняют следующие виды работ: химпрополку, фунгицидную обработку от болезней и вредителей, внесение микроэлементов. Но есть у дельталетов один недостаток — маленькая грузоподъемность. Это не позволяет вносить азотные,  калийные и фосфорные удобрения. Но с приобретением в этом году самолетов на предприятии освоят полный цикл обработки полей. И это пойдет на пользу и Пружанщине, и Брестчине, и стране в целом.

Влюбленные в небо

— В своей работе летчик живет на несколько секунд вперед, чем обычный человек. Ему приходится работать на малой высоте, где деревья, провода. Поэтому он должен представлять, что будет через несколько секунд. Он дотуда еще не долетел, а уже должен видеть картину. Нельзя принимать решения в последнюю долю секунды. Решение должно быть просчитано заранее, — рассказывает Андрей Щеглов. — Если научен и умеешь — то все будет нормально. Конечно, полет — это риск. И таксист рискует. Есть риск и у нас. Но это наш выбор. Летчики отлично знают, что с небом надо всегда обращаться на вы.
— Мы берем на работу только лучших, — вступает в разговор Олег Конанков. — Налет должен быть не менее 1000 часов на различных типах самолетов, многие побывали в горячих точках. Как говорится, с такими людьми можно идти и на работу, и в разведку. Это люди, влюбленные в небо.

Как на боевом задании

Свою работу летчики сравнивают с... боевым заданием. Ежедневно приходится летать на высоте 3—5 метров в течение 6 часов. Это тяжелый труд, и летчики должны быть асами.
На обмундировании летчиков гордо красуется фирменный шеврон — пчелка. Занимаясь ультрамалым объемным опрыскиванием, летчики трудятся на малой высоте.

Историческая справка

Когда-то на Брестчине было 40 единиц Ан-2. Но “Аннушки”, как их ласково называли летчики, трудились над полями не только Брестской области. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия лучшие экипажи летали даже работать в страны Африки. Однако потом все развалилось. Начался закат и малой авиации на Брестчине. За ее услуги разоряющимся колхозам нечем было платить. Возрождение же химической авиации началось на Пружанщине. Время Ан-2 уходит. Появились дельталеты, малютки и самолеты среднего класса, созданные для новых, менее затратных технологий почвообработки и защиты растений, выполнения противопожарных, охранных и других функций.

Белорусы — первые и лучшие

Оказывается, зарождение авиации на просторах огромной Российской империи произошло именно в Беларуси. Здесь, в Бресте, по приказу царя Николая Второго был создан первый в империи авиаотряд.
В Витебской области родился Павел Сухой, конструктор лучших самолетов-истребителей марки СУ. Кстати, в Индии были проведены учебные бои между нашими СУ и американскими истребителями. “Сухие” побеждали янки в  90 процентах случаев.

В небо — с детства

В 2005 году с помощью председателя Пружанского райиспокома Александра Юркевича был куплен учебный дельталет. Теперь дети Пружанщины с помощью руководителя авиационного кружка “Альбатрос” Андрея Щеглова имеют возможность подняться в небо. Однако это не только удовольствие, но и тяжелый труд. Обучение начинается с того, что ребята изучают теорию. А это и сложная наука аэродинамики, формулы, навигационная подготовка, авиационная метеорология. Всего восемь обязательных дисциплин. Дети учатся всю зиму, и только весной начинается летная подготовка. Один из воспитанников кружка уже выбрал профессию военного летчика и поступил в военное училище.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter