В борьбе обретешь ты право свое...

Человека с остальным растительным и животным миром можно сравнивать по–разному. По ловкости конечностей, по числу извилин, по количеству сигнальных систем... А можно — по биомассе. Такой подход использовали американские и израильские ученые. И здесь мы, люди, хоть и «превосходим по биомассе в 10 раз всех диких млекопитающих», в свою очередь, в 10 раз уступаем... рыбам. Как–то даже обидно за человечество.


Но тем, кто в море, люди не уступают, борются: «Интенсивный китобойный промысел, — подсчитали ученые, — значительно (в 5 раз) снизил биомассу морских млекопитающих». К тому же, утверждает группа исследователей из Великобритании и ЮАР, человечество развело столько цыплят–бройлеров! На данный момент ученые насчитали их на Земле 23 миллиарда. Грубо получается — по 3 цыпленка на каждого человека, от грудничка–папуаса до японца–долгожителя. И когда «следующая доминирующая форма жизни проведет раскопки наших свалок, — грустно предполагают научные работники, — то найдет там огромное количество куриных костей».

Мне почему–то кажется, что кабинетные ученые на настоящей свалке–то и не бывали. Потому что найдут там кучи пластиковых пакетов в первую очередь. А также ржавые машины, сломанные холодильники, старые плиты и горы другого хлама, который в отличие от цыплячьих ножек сгниет далеко не сразу.

Но гораздо интереснее спросить ученых, а что же это за «следующая форма жизни», которую они нам пророчат? «80% всей биомассы Земли приходится на растительный мир». Растений больше, чем нас, в 7,5 тысячи раз! И бактерий больше — в тысячу с лишним раз. И даже грибам мы уступаем: нас по биомассе в 200 раз меньше, чем их.

Так, может, их есть, грибы эти? Как тех же китов с тюленями и моржами — с ними ведь справились? Но беда пришла откуда не ждали: из–под земли. Специалисты «коллаборации Deep Carbon Observatory» сообщили, что «биомасса живых организмов под поверхностью Земли (океаническим дном и континентами) в 245.385 раз больше, чем эквивалентная масса всех людей на планете». Поэтому нет смысла начинать борьбу с грибами — а вдруг это все тогда из–под земли повылезает? Ведь уже сейчас, к примеру, закачивать углекислый газ в пробуренные скважины нельзя: «Некоторые подземные микробы этому очень рады и отвечают таким бурным размножением, что способны очень быстро забить своей массой скважины».

«Как страшно жить», короче и не скажешь. Но если противника наскоком не одолеть, можно искать и даже растить себе союзников. Про цыплят–бройлеров (а их совокупная биомасса втрое больше, чем у всех диких птиц) уже сказано. Но и крупного рогатого скота со свиньями человечество тоже нарастило дай бог: на одного дикого природного зверя их приходится четырнадцать. В стойлах, на пастбищах, внутри механизированных ферм и целых комплексов.

Поэтому мы еще посмотрим, кто кого: грибы и подземные микробы с бактериями или все–таки пластик, бройлеры и говядина со свининой. Не получится, полагаю, у паникующих ученых сбить человечество с первых, по праву завоеванных позиций. Мы, человечество, если кто-то не знает, даже Эверест так загадили, что уже платить приходится за сбор и спуск замерзших кучек с «Божественной матери жизненной энергии». И всего–то за 65 лет, всего двумя–тремя поколениями, можно сказать!

Так что — справимся. В Новый год давайте с оптимизмом смотреть в будущее, наполненное куриными и свиными хрящиками, пластиковыми упаковками и тем, что в них же спускают и спускают волонтеры с Джомолунгмы. Человек — это вершина эволюции живых организмов на Земле.

А с вершины, как известно, всегда так и тянет хотя бы плюнуть вниз. Но мы сдержимся — за это и новогодний тост. За разумное самоограничение. С наступающим!

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter