В Большом театре на премьере балета «Анна Каренина» блудницу «осудили»

Сегодня вечером в Большом театре состоялся первый показ – для своих - премьеры балета, которого так долго ждали - «Анна Каренина» в постановке Ольги Костель, белорусского хореографа с немецким образованием.




Выпускница Белорусского хореографического колледжа училась танцу в Дрездене и Берлине. «Каренина» в родных стенах для нее чрезвычайно ответственная и вторая работа в «полном метре» — три года назад был спектакль «Любовь и смерть» по мотивам древнетюркского эпоса. Также она ставила в Большом одноактный абстрактный балет «Метаморфозы», но чтобы замахнуться на Льва Толстого и пересочинить его в танце под музыку Петра Чайковского - на это нужна определенная смелость. Вдобавок театр в последнее время пережил несколько важных перестановок - в кресло худрука вернулся великий и прекрасный Валентин Елизарьев. А на прошлой неделе здесь появился и новый директор - Александр Петрович, оба принимали сегодня в расширенном составе коллег новый спектакль Костель. Наверняка Ольга пережила за два часа сценического действия и последующего получасового заседания худсовета немало волнующих минут.




Впрочем, переживать не было оснований. Спектакль получился прекрасным, как добротное кинематографическое полотно с узнаваемым сюжетом и любопытными акцентами. Костель не стала дерзить и переносить Каренину в наше время, эпоха вполне соответствует и Льву Толстому, и Петру Чайковскому, которые, как известно, восхищались друг другом на расстоянии. Все сцены в новом спектакле – словно восставшие буквы бессмертного романа: вот домовитая Долли Облонская (Анна Фокина) в окружении детей и несносного Стивы (Антон Кравченко), а вот наивная Кити Щербакова (Виктория Тренкина) и кружащий вокруг нее, как на коньках, Левин (Константин Героник). Она любит Вронского (Игорь Оношко), а тот заглядывается на замужнюю Каренину (Ирина Еромкина).



Из трех граций любой мужчина выбрал бы Каренину в исполнении Еромкиной: тончайшая, легкая, опытная, с легкой придурью: то как зверь завоет, то как дитя заплачет. Балетным шагом петуха сцену бала разрезает Алексей Каренин (Игорь Артамонов) – он важный и холодный, и объятия его душные.  Могла ли бедная женщина не увлечься юным и пылким Вронским, с его эротическим захватом и новыми поддержками? Нет, у Анны не было никаких шансов. И Вронский страстно влюблен в Каренину. Есть байка, что Толстого эта женщина поманила за письменный стол пухлой ручкой, в нашем балете Анна увлекла адъютанта стройной ножкой, на котором впоследствии она будет качать брошенного сына Сережу – тема выбора между сыном и любовником здесь явно рассматривается под увеличительным стеклом. Как и конфликт города и деревни: все зло от мегаполиса, словно бы показывает нам экологически-чистый дуэт Кити и Левина на фоне соломенных снопов, которые, как известно, обожал Лев Николаевич, но это все после антракта…





Если в первом действии много страсти, то во втором - больше собственно танца, чего ждешь от балета в первую очередь. Хореография драматичного дуэта Анны и Вронского, когда она любит, виснет на шее любовника, а он уже тяготится отношениями, сахар превратился в соль, эротические поддержки сменились спортивными, под грузом которых «принц» Игорь Оношко словно бы опрокинутая лошадь Фру-Фру, падает замертво – это душещипательно, у зрительниц в зале текут в этот момент слезы по щекам. Есть очень выразительный жест, Вронский водружает на себя Анну, словно крест, но оценив всю его тяжесть, сбрасывает с себя Ирину Еромкину и чуть ли не петушиным важным шагом Каренина устремляется на бал. Но без Анны – общество мамашу-кукушку жестоко порицает. А куда же деваться бедной влюбленной женщине?



«Под поезд!» - крикните вы, и ошибетесь. Хореограф Ольга Костель решает самую знаменитую сцену нетривиально – в решающую ночь Анну перемелет отнюдь не железнодорожный состав, а... Впрочем, обойдемся без спойлеров.

Зрители увидят премьеру балета «Анна Каренина» в Большом театре 14 и 15 ноября. Ко всем хореографическим достоинствам отметим сценографию Александра Костюченко, ушедшего от нас не так давно. Прощальный «рисунок» мастера отпечатывается прямо на сердце…

«Мне все-все очень понравилось», - говорил после просмотра в гардеробе сыночек своей маме. «А кто больше всех?» - спрашивала у него мама. – «Анна Каренина».

Таковы мужчины!..





Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter