В Большом театре Беларуси почтили память замечательной балерины, народной артистки БССР Ирины Савельевой

3 октября ей должно было исполниться 89 лет, но 19 августа ее не стало. Для ее посмертного бенефиса 4 октября Большой театр Беларуси выбрал балет, в котором она ярче всего блистала, – «Дон Кихот» Минкуса. Конечно, это уже не тот спектакль, в котором она танцевала. После ее ухода со сцены в 1972 году он дважды обновлялся, но хореография по сути оставалась той же, классической: Мариус Петипа, Александр Горский, Касьян Голейзовский... Когда Савельева со своим партнером Валентином Давыдовым выходила на сцену в партии Китри, зал взрывался овациями. «Знаменитое па де-де последнего акта шло под непрерывные аплодисменты зрительного зала», – писали в тогдашних газетах.

Ирина Савельева приехала в Минск уже зрелой артисткой в 1959 году. Дебютировала в «Лебедином озере». А родилась в Ленинграде, училась в тамошнем знаменитом хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени Агриппины Вагановой). Работала в театрах Ашхабада, Душанбе, Челябинска, Куйбышева.
Тринадцать лет в Большом театре БССР стали вершинными в ее карьере. На белорусской сцене она станцевала чуть ли не все важнейшие партии классического репертуара: Аврору, Джульетту, Фригию, Жизель... Отдельная глава – роли в белорусских национальных балетах: Мария в «Мечте» Евгения Глебова, Онежка в балете Генриха Вагнера «Свет и тени».

С 1962 года и до последних дней жизни, с некоторыми перерывами, Ирина Савельева преподавала в Минском хореографическом училище (ныне Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж). В 1971–1977 году была его художественным руководителем. Среди ее учениц народные артистки Беларуси Людмила Бржозовская, Нина Павлова, Ольга Гайко, заслуженные артистки Республики Беларусь Татьяна Шеметовец, Марина Вежновец и многие другие.

Сохранилось маленькое видео, на котором Ирина Николаевна Савельева обращается к ученицам – своим и Галины Синельниковой:

– Мне жалко, что не все вы бойцы. Надо вырабатывать это качество – волю – в себе. Вот устали, стерты у Оленьки пальцы, после болезни Мариша – она даже прослезилась у меня. Понимаете, есть такие моменты, когда надо собраться и всю свою волю включить.

Она сама была волевым человеком, как никто другой, хотя смотрелась на сцене хрупкой и нежной.

– Ирина Николаевна – пример для подражания! – вспоминает в «Фейсбуке» ее бывшая ученица Юлия Бетеня. – Она умела любить всех одинаково, не выделяя любимчиков, что очень важно для учеников.

– Ирина Николаевна шла впереди своего поколения в плане музыкального оформления урока, – рассказывает еще одна бывшая ученица Елена Колтыга. – Она предлагала то, что другие боялись и считали сложным, и у нее всегда получалось!

В «Дон Кихоте» памяти Ирины Савельевой ее любимую партию Китри станцевала обладатель медали Франциска Скорины, лауреат международных конкурсов Александра Чижик.




Фото из архива Большого театра Беларуси
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter