Народный артист Беларуси Юрий Троян на днях отметит семидесятилетие

В Большом, как дома


В 1958 году, еще мальчишкой, он впервые вышел на сцену Большого театра в качестве юного артиста миманса, а в ­1968-м, после окончания хореографического училища, начал работать артистом балета. Юрий Троян первым исполнил роли Спартака и Тиля Уленшпигеля в легендарных одноименных балетах, поставленных Валентином Елизарьевым, а также Хозе в «Кармен-сюите», Поэта в «Кармина Бурана». Он эталонный исполнитель главных партий и в спектаклях классического репертуара. Сегодня Юрий Антонович — главный балетмейстер Большого театра Беларуси и автор хореографии к балетам «Анастасия», «Витовт» и другим.

— Юрий Антонович, каким был театр в годы вашей учебы в хореографическом училище? Кто были вашими главными педагогами?

— Я учился у Валентина Константиновича Давыдова, народного артиста Беларуси, в свое время премьера белорусского балета. А выпускался у Александра Ивановича Коляденко, который до сих пор преподает в хореографическом колледже и выпускает очень интересных танцовщиков. Дай ему Бог здоровья и долгих лет жизни!

А театр представлялся нам, мальчишкам, очень большим и очень интересным. Так как училище располагалось в театре, мы знали каждый закоулок в подвале, на крыше, носились по коридорам, лазали по чердакам и каждый день что-то ломали.

Ну а если серьезно, мне очень повезло, потому что я еще застал ту эпоху, когда танцевал Семен Владимирович Дречин, который был суперзвездой белорусского балета, работал в театре со дня его основания. Я видел его репетиции и спектакли, он был моим кумиром как исполнитель. А когда я сам начал танцевать, мы познакомились поближе. Семен Владимирович ставил «Вальпургиеву ночь», очень красивый спектакль, в котором работал и я. Удивительно обаятельный был человек, умнейший, талантливейший, не только как танцовщик, но и как хореограф.

— Верно ли, что когда вы пришли в театр, происходила смена поколений?

— Да, сцену покидало поколение Валентина Давыдова, Лидии Ряженовой, Нины Давыденко. Они были отличными мастерами. Кто-то уходил из-за травм, кто-то по возрасту. Я и мое поколение прошли период ученичества «на высокой скорости». Нам предлагали танцевать партии, о которых в начале работы можно только мечтать. У кого-то получалось, у кого-то нет.

— Звание заслуженного артиста вы получили в 21 год…

— Мне очень повезло, конечно. В спектакле «После бала» на музыку Генриха Вагнера, который был сделан довольно удачно, нравился зрителям и шел достаточно активно, мы с Людой Бржозовской стали первым составом. За этот балет Витя Саркисьян, тоже исполнявший главную партию, Люда и я получили звания заслуженных артистов. Это было, конечно, очень ответственно. Помню, через два дня после получения звания я участвовал в концерте во Дворце спорта и так ужасно не танцевал никогда. Меня всего колотило от волнения так, что я завалил все, что только можно было завалить. Звание — совершенно другой уровень ответственности, отношения к себе и делу, когда начинаешь понимать, что ты не сам по себе, не для себя танцуешь.

— Наверное, ваша мама, посвятившая всю жизнь театру, была счастлива?

— О, да! Она пришла в театр в 1957 году и проработала более пятидесяти лет в костюмерном цехе. Она, конечно, делала героические вещи, трудилась очень много, чтобы выучить меня и поднять на ноги. Я начинал учебу в Минске, потом несколько лет учился в Ленинграде, в Вагановском училище, а последний год — снова в нашем училище.

— Кто с вами учился в Ленинграде?

— В Вагановское я поступал вместе с Михаилом Барышниковым, который сдавал экзамен в выпускной класс. Во время учебы мы с ним познакомились получше. Общались и потом, когда он работал в Кировском театре. Барышников приезжал в Минск танцевать в наших спектаклях, а мы с Людмилой Бржозовской раза два в год танцевали в Кировском ведущие партии в «Лебедином…», «Жизели» и других балетах. Насколько я знаю, самое последнее «Лебединое озеро» в своей советской карьере Барышников танцевал именно у нас.

— С командой артистов, которой руководила Наталья Михайловна Садовская (балерина московского Большого театра, по окончании сценической карьеры занимавшаяся театральной критикой и организацией гастрольной деятельности. — Прим. ред.), вы объездили в 1970-х с гастрольными выступлениями множество стран.

— Это была сборная команда артистов из разных театров Советского Союза. Организацией гастролей занимался Госконцерт. Мы действительно два-три раза в год выезжали на такие гастроли на протяжении приблизительно семи лет. Побывали в Средиземноморье, арабских странах, Сингапуре, Шри-Ланке, Иордании, Малайзии, Таиланде, периодически выступали в соцстранах Европы, на Кипре и т.д. Большая поездка была по Индии. Выступали на фестивале в Кулу, Гималаях, там, где жил когда-то Николай Рерих. В центре Индии, Бангалоре, жил его сын Святослав, мы побывали и у него.

— Вы работали и над постановкой кинофильмов?

— На киностудии «Беларусьфильм» в те годы снималось много хороших картин. В том числе детские фильмы «Приключения Буратино», «Красная Шапочка», «Звездный мальчик» и другие с выдающимися актерами, исполнявшими главные роли. Так получилось, что я попал в команду, которая снимала эти фильмы, и работал в пяти или шести проектах. Съемки проходили в основном в Минске, но снимали и в Москве, а также в Крыму, Карпатах. В договоре у меня было написано: «Постановка хореографических номеров и пластических этюдов». На съемочной площадке нужно было уметь быстро импровизировать, хотя заранее поставленные номера тоже были. В «Буратино» мы делали хореографию вместе с Семеном Владимировичем Дречиным. Работали по очереди. Киношная компания — это особые люди, отношения и атмосфера. Много хороших воспоминаний, замечательное время было, я много чего посмотрел, многому научился.

— В 1980-х вы некоторое время возглавляли хореографическое училище, а потом вернулись в театр. Почему не остались на директорском посту?

— Когда мне в 1988 году предложили стать директором хореографического училища, я еще мог танцевать, но мне было интересно после двадцати лет на сцене сменить сферу деятельности. В принципе, на новом посту у меня все получалось, однако в какой-то момент я понял, что это все-таки не мое. Я вырос в театре, он для меня стал семьей. Возглавив хореографическое училище, я оставался в театре на полставки репетитором. А когда освободилось место заведующего труппой и Валентин Николаевич Елизарьев неожиданно пригласил меня занять его, согласился сразу. В театр я вернулся 1 января 1990 года.

— Начало 1990-х — непростое время, особенно для культурной сферы. Отразились ли эти трудные годы на деятельности театра?

— Нам действительно стало работать сложнее в несколько раз. Кое-что мы, конечно, ставили, но не так активно, мощно, как сейчас это происходит. Об этом даже не мечтали. Как ни странно, в начале 1990-х публики не стало меньше, несмотря на то, что огромная страна развалилась, денег у людей не было и все вокруг было непонятно…

— В репертуаре театра сегодня несколько балетов, хореографом-постановщиком которых вы являетесь.

— Идея балета «Витовт» родилась в беседе с Владимиром Петровичем Рылатко, который внес огромный вклад в создание этого спектакля. Мы искали сюжет для серьезного исторического спектакля на белорусскую тему с яркой фигурой главного героя. Нашли книгу с пьесами Алексея Дударева, по одной из которых в драматическом театре был поставлен спектакль «Витовт», который в 1990-х пользовался большим успехом у публики. Дударев поддержал нашу идею, хотя был несколько удивлен, потому что даже не представлял, что на эту тему можно поставить балет.

Еще один спектакль на историческую тему — балет «Анастасия». Автор сценария одноименного фильма Анатолий Делендик подарил мне книгу, включающую киносценарий фильма «Анастасия» о княгине Слуцкой, а также телевизионный сценарий о князе Михаиле Глинском. Постепенно сложилась концепция балета. В нем много участников, по технике он достаточно сложный.

— Отличительная особенность ваших балетов — мощный мужской танец и исторические сюжеты.

— В белорусском балете традиционно была крепкая группа ведущих солистов-мужчин. Это позволяло делать интересные трюковые вещи в дуэтном танце и т.д. И со временем сложился образ белорусского танцовщика — сильный, настоящий мужчина.

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ

Поздравить народного артиста с юбилеем можно 6 октября — в 18:15 Юрий Антонович будет ждать гостей на своем творческом вечере в Камерном зале Большого театра. Балетмейстер обещает ответить на все вопросы поклонников. В этот день в фойе театра откроется выставка, посвященная юбилею Юрия Трояна, а на главной сцене состоится показ балета «Анастасия» в его постановке. Зрители увидят премьерный состав исполнителей главных партий, среди них — Ирина Еромкина, Юрий Ковалев, Антон Кравченко, Такатоши Мачияма, Александра Чижик, Эвен Капитен. За дирижерским пультом — Андрей Галанов.

Ольга САВИЦКАЯ

infong@sb.by



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter