Лайфхак: как заработать на предметной фотосъемке

В бизнесе важна выдержка

Замереть или улыбнуться в объектив минчанин Антон Щуцкий никого не просит. Его модели — туфли, лампы, ткани, тюбики крема, посуда… Полтора года назад молодой человек открыл ИП и стал профессионально заниматься предметной съемкой. Посчитал, что конкурентов раз-два и обчелся. Но и клиентов оказалось не так уж много. Можно ли заработать на предметной фотографии, узнавала корреспондент «Рэспублікі».

Антон ЩУЦКИЙ решил сделать своей работой предметную фотосъемку

Попытка номер раз

Фотографией Антон увлекся еще в студенчестве. Купил простенький фотоаппарат, снимал все вокруг. Что-то получалось, друзья хвалили. Потом были разные курсы, в том числе по репортажной съемке. Навыки пригодились — подрабатывал фотографом в клубах, на свадьбах. Говорит, ответственность та еще, ведь угодить людям сложно. Особенно малознакомым. Ко многим людям приходится на лету искать свой подход, чтобы они хорошо получились на карточках. Потом еще ретушь… Сделал перерыв — устроился администратором в крупную тогда фотостудию. Что приятно: там часто проходили мастер-классы, семинары, на которые приглашали и помощников. Антон вспоминает: было много работы со светом и оборудованием, почерпнул уйму полезной информации. Постепенно сформировалась идея заниматься «предметкой». Как раз закрылась студия. Подумал: пора за свое дело. Три года назад открыл ИП. Но ничего не вышло:

— Тогда у меня не было сайта, только рабочие страницы в блогах. Да и не так я себя продвигал: ходил по магазинам, писал на электронную почту производителям, предлагал сделать качественную съемку их товаров для рекламных проспектов и интернет-сайтов… Ноль реакции. Пришлось сворачиваться и идти наемным рабочим. Трудился в магазине одежды, потом был кладовщиком. И в это же время пошел учиться на дизайнера. От идеи не отказывался, просто взял паузу, чтобы все обдумать как следует. 

Вложения  и  отчисления

Тогда же сделал сайт. Заказ и годовое обслуживание потянули примерно на 250 рублей. Интернет-страничка, признается герой, представляет собой визитку, без нанизывания множества каталогов. Плюс часть работ на нем делал сам. Сейчас эта графа расходов чуть поменьше — около 170 рублей. Еще около 60 рублей в месяц Антон тратит на контекстную рекламу — тонкости объяснили разработчики сайта. Хочется сказать «и понеслось»… Но нет. Клиенты приходили, но понемногу. С работы пришлось уволиться, чтобы распоряжаться своим временем. 

— Настраивал себя тогда: надо перетерпеть, не сдаваться, чтобы не пришлось все начинать заново. А было сложно: на тебе висят долги за оборудование, за съемную квартиру, да и погулять хочется...

Рабочий уголок в квартире

Больше всего денег потянул фотоаппарат. Обошелся примерно в 2 тысячи рублей. Для экономии приобрел бывшую в употреблении камеру. Простой объектив к нему — еще около 400 рублей. Плюс две компактные лампы по 100 рублей каждая, два зонта по 20 рублей, две стойки по полсотни, ватман в качестве фона, перечисляет Антон:

— Объектива достаточно для предметной съемки. Для творческой я бы брал, конечно, другой. В принципе, мою работу можно делать и полулюбительской камерой. Но у моего аппарата больше возможностей, больше глубина цвета. Да и заметил: когда приходишь к клиенту с большим фотоаппаратом, его доверие растет на глазах. Позже наступил момент, когда заказов стало много — понадобился современный быстрый ноутбук с хорошей графикой. Пришлось отдать еще примерно 3 тысячи рублей. 

Из обязательных трат — отчисления в ФСЗН (примерно сотня рублей ежемесячно) и налог по «упрощенке» — 5 процентов от прибыли. Набегает около 50 рублей. Хотя раз на раз не приходится. С одним клиентом можно работать вплотную полгода. Или брать количеством. Большие выходные и праздники — значит, заказов практически не будет. Плюс раз в квартал бывают «мертвые» неделя или две, когда на сайт заходят единицы, а телефон и вовсе молчит. Может, дело в высоких ценах? Листаю прайс — так и не скажешь. Чем больше фото в заказе, тем дешевле выйдет. Если в портфеле до двух десятков снимков, каждый потянет примерно 5 рублей. Если брать сотню, одна готовая фотокарточка обойдется уже в 1,5 рубля. Выезд к клиенту — дополнительные 10—20 рублей. На снимки для рекламы, бигбордов, главной страницы сайтов иные расценки. Дешевле всего делать фото стандартных предметов с матовым покрытием на белом фоне для каталога. Дают пару глянцевых женских туфель — уже надо играть с бликами, чтобы подчеркнуть острый носок. 

— 20 пар обуви за час-два могу отснять, если с заказчиком согласованы конкретные ракурсы. Еще примерно столько же времени уйдет на обработку. Если клиент новый, времени понадобится больше. Ведь сперва надо найти общий язык. Спрашиваю, есть ли примеры, на которые они равняются. Если работаю у заказчика, делаю несколько ракурсов предмета, тут же обрабатываю и согласовываю. Нет — переделываем. Если работаю на дому, клиент привозит несколько изделий, работаем по электронной почте. Все устраивает — привозит остальную партию, — описывает суть работы Антон. 

Не  сидеть  сложа  руки

Молодой человек признается: сперва думал арендовать студию. Даже нашел подходящую: за 40 квадратных метров просили что-то около 300—400 евро с коммунальными платежами. Но так сложилось, что чаще всего либо клиенты зовут к себе, либо привозят на дом заказ. В первом случае сумку с оборудованием в руки — и вперед. На месте не так уж и сложно обустроить под себя немного пространства. На дому у Антона уже есть готовая фотозона. Здесь же — множество фонов, подаренных благодарными заказчиками и сделанных своими руками. 

Что только за это время не снимал парень — производственные лампы, канцелярию, коврики для запекания, беруши, самые разные чехлы для телефонов, мебель, вырезанную из дерева лампу, посуду, сумки, одежду, наушники, ножи, ткани… С тканей и обуви, между прочим, все и началось. Ботинки для каталога попросил снять друг. Обрезки материала прислала московская компания, листает сайт Антон:

— Они тогда только начинали этим заниматься, поэтому прислали огромное количество образцов — вся квартира была в тканях. Целый день ушел, чтобы все разутюжить и отснять. Им понравилось, работаем и сейчас. Судя по всему, им выгоднее работать так. Первые клиенты стали постоянными. Новые — из малого бизнеса, они только начинают, делают портфолио и ждут, пойдут ли продажи. Жду и я. Было тихо с заказами в начале весны — начал заниматься дизайном. Разработал упаковку для одной небольшой компании, сделал обложку для книги… Ищу операторов в команду — многие клиенты просят снять о них или их товаре ролики. 

Главное, не сидеть без дела и не вешать нос, и тогда все получится, считает Антон. 

druk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter