В БГУ открылась выставка белорусской куклы

Более 50 кукол, выполненных в самых разных техниках, представлены на «Выставе беларускай лялькі», которая открылась сегодня в кабинете-музее  белорусской традиционной культуры на филологическом факультете БГУ. Время выбрано не случайно. Экспозиция приурочена ко Дню белорусской куклы, который с 2010 года отмечается в нашей стране 16 ноября.


– Кукла – не такое простое явление в культуре разных народов. Игрушка, забава – это ее вторичная роль, – встречает руководитель кабинета-музея, доктор филологических наук, профессор Ирина Казакова. – В первую очередь их мастерили для ритуально-обрядовых целей.

Куклы делали в основном осенью, когда крестьянки заканчивали все полевые работы, отмечает Ирина Валерьевна. И показывает одну из самых популярных – зерновушку. Внутрь такой куколки насыпали зерно и хранили в доме целый год: чтобы было благополучие, здоровье, ну и будущий урожай был хорошим. А вот свадебные обереги – две фигурки в белых костюмах, соединенные в пару, которые молодоженам дарили на свадьбу близкие люди. Считалось, что они помогут сохранить в семье счастье. Ну и самые распространенные, пожалуй, так называемые куклы-желанницы.

– Такие делали, например, мамы для своих деток, которые нашептывали куколкам свои желания и клали их под подушку. Верили, что желанница все исполнит. Молодые девушки, например, загадывали счастливо выйти замуж. А женщины постарше, допустим, если были бесплодны или несчастны в браке, могли попросить сделать для себя такую куколку более счастливую знакомую, с лучшими пожеланиями.

Ирина Валерьевна рассказывает, что на факультете не раз проводились со студентами мастер-классы по изготовлению кукол. Некоторые из этих работ также представлены на выставке. По технике изготовления их называют "лоскутницы" – то есть сделанные из лоскутков. Тут тоже все не так просто: считалось, что лоскутки нельзя разрезать ножницами, а обязательно рвать руками. Матери, хозяйки, когда делали куколку, передавали через свои руки энергию любви, добра, заботы своим детям, своей семье. Все, что связано с потусторонними силами, железо не терпит. Есть ответ и на вопрос, почему все обрядовые куклы без лица? Оказывается, чтобы в куклу не вселялись злые духи.  



Также на выставке представлены нитинки, мотанки, куклы из льна, дерева, керамические.. Ирина Валерьевна поднимает одну из куколок-колокольчиков, звонит – считалось, что так тоже отгоняли злые силы.

– А знаете, почему много кукол делали из соломы? Люди верили, что после сбора урожая солома сохраняет в себе энергию солнца и земли. Поэтому фигурки из этого материала считались очень мощным оберегом для дома, который защищает всю семью.

Как председатель Союза женщин БГУ, Ирина Валерьевна отмечает и то, что в белорусской кукольной традиции очень важное место занимает изображение матери с ребенком на руках. Также, изучая кукол, можно проследить основные черты национального характера: гостеприимство, уважение к старшим, трудолюбие. Наряду с женскими куклами на выставке представлены и мужские образы. Они всегда при деле: пастухи, ремесленники, музыканты…

К слову, на открытии выставки можно было поприсутствовать и на небольшом кукольном представлении, которое показала ведущий библиотекарь фундаментальной библиотеки БГУ Валентина Трушкевич – с куклами Деда Мороза и Бабы-яги, которые сама же и изготовила.

Для тех, кто не сможет посетить выставку очно, она будет доступна в виртуальном формате на сайте Союза женщин БГУ.









Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter