В Березовском центре ремесел реконструировали рушник свата

Рушник сопровождал наших предков от рождения до смерти. До сегодняшнего дня самотканые и вышитые рушники хранятся в каждом деревенском доме. Однако сесть за ткацкий станок, взять иголку и вышить узор не каждому из нас под силу. В Березовском районном центре ремесел не только хранят память, но и возвращают забытые традиции ткачества. Недавно здесь реконструировали рушник-«трэпкач», тот самый, который полагалось надевать свату на свадьбе.


Директор Березовского районного центра ремесел Наталья Ковалевич показала три рушника-оригинала:

— Все три рушника созданы Марией Макаровной Бруйло из деревни Спорово. Они не сильно отличаются орнаментом и цветом. Что такое «трэпкач»? Это рушник с бахромой, которая пришивается к самому рушнику. Считалось, что чем длиннее рушник, тем лучше, он должен был доставать до щиколотки. «Трэпкач» — так говорят у нас на Березовщине, от слова трепаться.

За реконструкцию таких рушников принялись младший научный сотрудник Анжела Прокопчук и швея центра Надежда Силич.

Анжела Витальевна делится секретами:

— Самые первые знания о диалоге человека с природой наши предки начали оставлять на тканях не менее пяти семи тысячелетий назад. Знаки родовой памяти передавались потомкам языком геометрических фигур. Квадрат или ромб — знак земли, хлебного поля. Обычный крест — знак огня. Линия-волна — вода. В современном рушнике применяем ту же технику ткачества и вязания бахромы, что и раньше. Те же орнаменты и цвета, что и в оригиналах.


К слову, в нынешнем году статус историко-культурной ценности получили рушники из Лиды.

Наталья Ковалевич говорит, что такие рушники ткали и на Брестчине:

— Традиционное белоузорчатое ткачество Понеманья — это когда цветной узор, вытканный или вышитый, идет только по краям изделия либо вовсе отсутствует. Было распространено украшение ажурными кружевами, связанными крючком. Сегодня процесс белоузорчатого ткачества рушников восстановлен в отделе ремесел и традиционной культуры Лидского районного центра культуры и народного творчества. Отмечу, что техники белоузорчатого ткачества существовали не только в Понеманье. Недавно ко мне в руки попал рушник из деревни Павлиново Барановичского района. Вероятно, Бохвицы, владельцы усадьбы в Павлиново, отправляли женщин учиться ткачеству в Гродненскую область. Вот думаем, а не попробовать ли нам и такой рушник восстановить?

Все рушники, которые сегодня ткут в Березовском центре ремесел, можно купить. По словам Натальи Ковалевич, они пользуются спросом. Традиции возвращаются.  


Екатерина ЮДЧИЦ, студентка факультета журналистики БГУ им. Ленина

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter