В Белорусской государственной филармонии состоится вечер памяти Михаила Козинца

«Народ мой, дзякую табе…» — так, словами поэта-лауреата Геннадия Буравкина, с которым Михаил Антонович Козинец долгие годы дружил, называется концертная программа, подготовленная Национальным академическим народным оркестром Беларуси имени И. Жиновича в память о недавно почившем художественном руководителе.

Почти полвека народный артист Республики Беларусь, профессор Михаил Антонович Козинец возглавлял этот уникальный, единственный в мире коллектив. Из рук в руки получил он его у Иосифа Жиновича точно так же, как его тезка Михаил Дриневский получил из рук Геннадия Цитовича Национальный академический народный хор. И после смерти обоих замены им нет, просто потому что непонятно, кем их заменить.

Впрочем, напомню, что в 1975 году (какое совпадение!), когда оба Михаила встали у руля двух прославленных народных коллективов, ни тот, ни другой даже близко не обладали той харизмой, которую потом наработали за годы священного творческого служения. Но эта харизма передалась и коллективам, поэтому так трудно сегодня передать их в руки других, пусть даже сверх-талантливых людей. 

Да и свежа еще боль утраты, ведь и четырех месяцев не прошло со дня кончины Михаила Антоновича Козинца. И хоть он давно и тяжело болел и в последний год практически не вставал за пульт, весть о его уходе (а случилось это под самый Новый год) стала тяжелым ударом для всех его знавших, с ним работавших и просто бывавших на его концертах.

И вот теперь дань памяти. Великолепный концерт, который состоится именно в день рождения маэстро. 18 мая 1938 года он явился на свет в деревне Цынцевичи Вилейского района Минской области, чтобы пройти долгий и прекрасный путь к вершинам не только народного, но и академического искусства.

18 мая 2022 года для покойного дирижера будут играть и петь.

С Национальным академическим народным оркестром Беларуси имени И. Жиновича выступят те, кого Михаил Антонович своей рукой привел в искусство, кого поддержал, с кем успешно и плодотворно сотрудничал.

Пётр Елфимов, Ян Женчак и Екатерина Дегтярёва — неизменные участники лучших концертных программ оркестра, исполнители ведущих ролей в рок-операх «Песня пра долю» и «Гусляр». (Михаил Антонович сначала не хотел браться за «эстраду», но именно он, мне кажется, подарил если не вечную, то очень долгую жизнь этим творениям Мулявина и Песняров).

Бывшая солистка оркестра, уникальное сопрано Людмила Лазарчик, автор и исполнитель программ «Соловей».

Иван Березин — прекрасный концертный тенор, в судьбе которого Михаил Антонович Козинец сыграл особую роль.

И, конечно же, штатные солисты оркестра Игорь Задорожный, Андрей Колосов и Наталья Брацловская, которых маэстро любил и ценил.

За дирижерским пультом будут его коллеги Александр Высоцкий и Александр Кремко.

Ведущая — Ольга Брилон, которую, по ее словам, Михаил Антонович в 2008 году лично пригласил в оркестр в качестве музыковеда, лектора.


— В моей жизни Михаил Антонович сыграл судьбоносную роль, — рассказывает она. — Его рукой подписан мой диплом — ректором Белорусской государственной консерватории. Когда я училась, он был ректором. И я, конечно, представить не могла, что так пересекутся наши жизненные пути.

И под этими словами могут подписаться многие, и многие, ведь Михаил Антонович дольше всех — два десятилетия — прослужил ректором Белорусской государственной консерватории, она же ныне Академия музыки.

И музыка будет звучать «та самая» — тех композиторов, которых Михаил Антонович любил, с которыми дружил и общался на протяжении всей своей долгой творческой жизни.

Дмитрий Смольский, Андрей Мдивани, Евгений Глебов, Валерий Иванов, Виктор Помозов. Из ныне живущих, более молодого поколения — Вячеслав Кузнецов, «фирменный композитор» и для Национального академического народного оркестра Беларуси имени И. Жиновича, и для Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь, с которым Михаил Антонович тоже иногда работал. Прозвучат непременные аранжировки Александра Кремко, а возможно, и его композиции — оркестр не раскрывает всех секретов.

— Будем стараться в лучшем виде показать мастерство наших артистов — и певцов, и оркестрантов. И, конечно, репертуар белорусской инструментальной музыки, — так обычно заканчивал свои пресс-конференции Михаил Антонович Козинец. Он не любил красивых слов и ложного пафоса.

Сохраним его традицию. И, конечно же, придем на концерт — чтобы послушать, чтобы почтить, чтобы прикоснуться. Ведь это драгоценнейшее наше достояние.

juliaandr@gmail.com

Фото Национального академического народного оркестра им. И. Жиновича
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter