Дважды выпускница Московской консерватории (по теории музыки и композиции и по симфоническому дирижированию), основатель, художественный руководитель и главный дирижер Женского симфонического оркестра, кавалер Серебряного почетного креста Венгрии за блестящее исполнение и популяризацию венгерской музыки и оперетты, Ксения Жарко за два десятилетия своей дирижерской деятельности успела продирижировать более чем сорока оркестрами.
Она работала с лучшими симфоническими коллективами России, долгие годы была ведущим дирижером Московского театра оперетты. Широкую известность ей принесла постановка мюзикла Александра Журбина «Цезарь и Клеопатра» в соавторстве с режиссером Жанной Жердер.
13 апреля Ксения Жарко предстанет перед публикой во главе заслуженного коллектива Государственный камерный оркестр Республики Беларусь.
Программа будет называться «Франция: поэзия и музыка». Придумал ее художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный артист России Евгений Бушков.
— В продолжение наших воображаемых международных путешествий мы поднимемся несколько севернее от Испании и совершим тур по Франции, — поясняет Бушков. — Программа подготовлена разнообразная. Начнём с короткой, но очень яркой серенады Альбера Русселя. Далее прозвучит произведение, которое давно не звучало и к которому я очень хотел вернуться, — органный концерт Франсиса Пуленка. Это один из моих самых любимых композиторов, его камерное творчество меня совершенно восхищает. Солировать будет артистка нашего оркестра Марина Ромейко, сотрудничеством с которой мы очень гордимся. Кроме того, во втором отделении прозвучит одно из самых популярных произведений во французском репертуаре — поэма Эрнеста Шоссона. В прошлом сезоне я обработал её для струнного оркестра, и мне хотелось бы, чтобы она ещё раз прозвучала.
Во втором отделении нам обещана целая россыпь музыкальных жемчужин из наследия Клода Дебюсси, Жака Ибера и Жоржа Бизе, которые будут оттеняться изящными поэтическими вкраплениями.
Женщина-дирижер для белорусов не такое уж большое удивление, ведь у нас в Большом театре на протяжении долгих лет работала гениальная Татьяна Коломийцева — первая женщина-дирижер в Советском Союзе. В первые послевоенные годы она тесно сотрудничала и с Государственным симфоническим оркестром БССР.
Сейчас эту женскую традицию продолжает у нас Марина Третьякова.
Ксения Жарко убеждена, что женщине труднее стать дирижером не из-за отсутствия лидерских качеств и дирижерских талантов, а по сугубо житейским причинам.
— Так устроено, что у женщины больше забот, ей, как правило, приходится координировать совершенно разные сферы жизни: свою профессиональную деятельность, заботу о супруге, детях, родителях и многое другое, — призналась она в одном из интервью. — Дирижирование, как и режиссура, — профессия, требующая абсолютной концентрации, сублимации всех сфер в творчество. Хорошо, когда родные это понимают и могут на время взять на себя часть забот. Так что вопрос о штучности женщин-дирижеров и женщин-режиссеров скорее следует адресовать не к женщинам, а к их вторым половинам.
Кстати, и женщин-режиссеров у нас много! В Большом театре Беларуси все три режиссера-постановщика — женщины, и все яркие и бесконечно талантливые.
Я уж не говорю о наших дирижерах-хоровиках Ольге Янум, Наталье Михайловой, Инессе Бодяко. Эти женщины, будучи безупречными матерями, в то же время целиком отдают себя искусству.
Много женщин и в оркестрах, в том числе и в Государственном камерном.
Кстати, не так давно для Государственного камерного оркестра Республики Беларусь был закуплен полный комплект музыкальных инструментов, изготовленных одним мастером. Так что по звучанию струнных это авторский и абсолютно гармоничный оркестр. Редкая филармония может себе это позволить!
— Закупка инструментов в Камерный оркестр была для нас особой отрадой, — признается генеральный директор Белорусской государственной филармонии Александр Никита.
Александр Иванович благодарит государство за поддержку и помощь. Без государственной поддержки, без поддержки Министерства культуры Республики Беларусь такие уникальные проекты были бы невозможны.
А публика благодарит Белорусскую государственную филармонию за счастье общения с настоящей музыкой.