В Белорусской филармонии впервые отпраздновали Всемирный день фортепиано

Этот праздник родился в 2015 году с легкой руки немецкого композитора Нильса Фрама. Он предложил отмечать его 28 марта, в 88-й день года – именно столько клавиш у рояля.  


В 2020 году белорусские пианисты впервые решили поучаствовать в этом мероприятии и приурочили к нему специальный проект – «Виртуозы фортепиано», – но пандемия спутала все планы, и празднование пришлось перенести на сентябрь.

– Меня поразило количество людей и та теплота, которую они нам дарили, – весь в музыке, с раскрасневшимся от радости лицом признался мне руководитель проекта, солист Белгосфилармонии, лауреат международных конкурсов Артём Шаплыко. – С первого номера чувствовалось, как соскучились люди по живым концертам, живой классической музыке. Поразила сплоченность артистов. Потрясающе было работать и выступать с ними на одной сцене. Это большое счастье и большая честь.


Публике действительно было что послушать и на что посмотреть. 

В проекте участвовало ни много ни мало – 12 пианистов. Все, как один, представители белорусской школы, лауреаты конкурсов, известные виртуозы.


Самый юный – 16-летний второкурсник Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки Альгерд Грищенко, поразивший абсолютно зрелым исполнением Венгерской рапсодии №6 Ре-бемоль мажор Ференца Листа.


Самый известный и маститый – народный артист Беларуси профессор Игорь Владимирович Оловников, вырастивший не одно поколение учеников. По своему обыкновению, он выступил не только как пианист, но и как автор транскрипций.  Его переложение Пасторали и Фарандолы из музыки Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» потрясло тонкостью и точностью деталей. Вот только боюсь, что, кроме самого Мастера, никто с этим переложением не справится, тем более, на таком заоблачном уровне. Недаром ведь еще в 1980-ые годы Игорь Оловников считался среди знатоков одним из лучших советских пианистов.


Блестяще выступили с виртуозными сольными номерами Александр Данилов и Александр Поляков. Публика тепло приняла и четверокурсницу Академии музыки Елену Науменко, сыгравшую два этюда Шопена.

В основном же участники концерта играли в ансамблях. Зато в каких! Не каждый день увидишь и услышишь четыре рояля и восьмерых пианистов, которые в 16 рук исполняют «Полет валькирий» Вагнера! А ведь были еще пьесы для двух-трех роялей и одного рояля в четыре руки, продемонстрировавшие всё богатство звучания фортепиано, присущий ему симфонизм и королевскую мощь. Причем почти вся музыка в программе была самого высокого уровня, но доступная для простой неподготовленной публики. 


Спрашиваю Артёма Шаплыко, трудно ли репетировать такие массивные ансамбли. 

– Конечно! Хотя бы уже потому, что репетиции таких ансамблей – особенно четыре рояля – возможны только на сцене филармонии. Ну, и пришлось немножко попотеть, чтобы все свести. Записывали на диктофон и слушали. Непрерывно шла работа над ошибками.  


Удивительнее всего, что концерт не прерывался буквально ни на мгновение. В антракте Артём Шаплыко вышел в фойе и исполнил знаменитый полонез Огинского. Получилось символично, ведь в это самое время наверху, в Камерном зале имени Ширмы, проходил концерт, посвященный 255-летию со дня рождения прославленного белоруса.


juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter