В Белорусской филармонии триумфально отзвучал финальный аккорд года Бетховена

Четыре вечера на протяжении сезона, в которых Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь под управлением народного артиста Беларуси, лауреата Государственной премии Александра Анисимова исполнил шесть бетховенских симфоний и два фортепианных концерта.  

Так достойно, ярко и красиво отметили в нашей стране 250-летие со дня рождения величайшего композитора, которым восхищались выдающиеся умы человечества.



Вишенкой на торте стало исполнение в Большом зале знаменитой Девятой симфонии, которую еще иногда называют Хоральной.

Почти два столетия миновало со дня ее премьеры 7 мая 1824 года, когда битком набитый венский Кернтнертортеатр, затаив дыхание, ожидал выхода знаменитого композитора, который не появлялся на сцене 12 лет.

И нынче зал точно так же полон, хотя это далеко не первое исполнение Девятой симфонии в Минске. 3 марта 2013 года она исполнялась в Белорусской филармонии практически с тем же составом солистов.


Но нынче Александр Анисимов решил укрупнить звучание, придать ему совершенно иной масштаб — как, собственно, это было когда-то на венской премьере, в которой, помимо оркестра и хора Кернтнертортеатра, участвовал оркестр и хор Венского филармонического общества и целая группа просвещенных любителей.

Анисимов вывел на сцену филармонии нашу амбициозную студенческую молодежь. Помимо Государственного академического симфонического оркестра и Государственной академической хоровой капеллы имени Ширмы (художественный руководитель Ольга Янум), в исполнении участвовали симфонический оркестр и хор Белорусской академии музыки.



Поскольку руководитель студенческого оркестра Юрий Караваев заодно еще и второй дирижер ГАСО, оба оркестра с самого начала работали на единый замысел, который в конечном итоге был воплощен на сцене.

Руководитель студенческого хора Инесса Бодяко также имеет богатый опыт сотрудничества с филармоническими коллективами.

Но, конечно, это всегда риск. Волнение чувствовалось и придавало исполнению особый драйв.



Александр Михайлович Анисимов убежден, что подобные эксперименты — это мощный импульс в воспитании молодых музыкантов.

— Мы однажды уже такой опыт делали, но это было давно, — поделился со мной маэстро. — Тогда еще я работал с оркестром Академии музыки. Мы, например, сделали с двумя оркестрами скрябинскую «Поэму экстаза».



При этом Анисимов совершенно конкретно ставил перед собой педагогические задачи:

— Я этих молодых ребят притягивал поближе к мастерам, чтобы они, во-первых, получили удовольствие от общения с профессиональными музыкантами, а второе, я хотел, чтобы они на всю жизнь заразились этой радостью музицирования на сцене и общения с хорошей музыкой.



И это единственно верный подход, ведь профессиональная жизнь в академической музыке начинается с детства, и учеба плавно перетекает во взрослость. По крайней мере, так должно быть в идеале.

Девятая симфония исполнялась во втором отделении, а в первом вниманию публики было представлено редкое блюдо — Второй концерт для фортепиано с оркестром. Это замечательное творение двадцатипятилетнего Бетховена почему-то редко звучит на концертной эстраде.



И такой же редкий гость — заведующий кафедрой специального фортепиано Белорусской академии музыки Владимир Андреевич Дулов, который, будучи превосходным пианистом, на долгие годы почти целиком растворился в педагогике.

В этот бетховенский вечер публика сполна насладилась поэтичностью, глубиной и тонким юмором, присущим его игре. И это тоже часть совместного проекта академии и филармонии.



А к ним добавился еще и Большой театр Беларуси, ведь из четырех певцов, участвовавших в исполнении Девятой симфонии, трое — Марина Мороз, Юрий Болотько и заслуженный артист Республики Беларусь Станислав Трифонов — солисты Большого театра. Партия сопрано, которую на премьере 1824 года исполняла 18-летняя мировая суперзвезда Генриетта Зонтаг, на сей раз досталась  Ирине Крикуновой.

Стоячие овации после концерта длились минут десять. 150 артистов на сцене и 750 зрителей в зале объединились в едином порыве любви к музыке, взаимного восхищения и радости этой победной весны.





juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter