В Белорусской филармонии состоялся концерт к Году исторической памяти

На сцене были дети — ученики Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской академии музыки, — а временами и их педагоги. И оттого особый смысл приобрела поэтическая строка, рожденная гением Купалы и претворенная в мелодию гением Лученка: «Ад прадзедаў спакон вякоў…»


Живая, развивающаяся музыкальная (и не только музыкальная) культура, перефразируя Библию, выглядит так: «Авраам учил Исаака, Исаак учил Иакова…» Это касается и народной культуры, где песня передается от старших к младшим, от матери к дочери. Это касается и культуры академической, где мастерство и глубинные смыслы культуры передаются от учителя к ученику, и никакого другого способа их передачи не существует.

Вот почему Бетховен генетически ближе нашей культуре, чем Радзивилл, или Голланд, или — страшно сказать — Монюшко. Потому что Бетховен учил Черни. Черни учил Листа. Лист учил Зилоти (двоюродного брата Рахманинова). Зилоти учил Игумнова. Игумнов учил Оборина. Оборин учил Ирину Александровну Цветаеву — одну из трех столпов и зачинателей белорусской фортепианной школы. Цветаева учила Юрия Николаевича Гильдюка — и в консерватории, и в Средней специальной музыкальной школе (так называлась в те времена Республиканская гимназия-колледж). Гильдюк учил Юлию Архангельскую. А Юлия Архангельская, в свою очередь, учила и учит девятиклассницу Александру Мудрак, которая тонко и прочувствованно исполнила в концерте Экспромт op. 90 № 4 Франца Шуберта.


Но это еще не конец истории! Ведь Шуберт, между прочим, учился у Сальери, как и Бетховен. И вся фортепианная школа Беларуси — все ее ветви, можете сами проверить, — ведут к Бетховену, Шуберту и Листу. Вот вам и прадеды, и музыкальная родословная. Культура — это школа. А кого в Беларуси выучил Голланд, или Монюшко, или Радзивилл?

В Республиканском музыкальном колледже — еще одно название все той же школы — очень хорошо помнят и свою историю, и свою родословную. Помнят отца-основателя и первого директора Израиля Григорьевича Германа, хоть его имя и не звучало в тот вечер. Помнят довоенные времена, когда школа была всего лишь детским отделением при консерватории. Помнят времена послевоенные, когда школа стала полноценным средним учебным заведением с полным циклом общеобразовательных и музыкальных учебных дисциплин.


С первых дней перед школой была поставлена цель — готовить музыкантов-профессионалов экстра-класса. И она во все времена с этой задачей блестяще справлялась. Невозможно перечислить все имена выдающихся выпускников. Я назову лишь несколько из тех, которые не звучали в концерте: Дмитрий Смольский, Сергей Кортес, Игорь Оловников, Игорь Паливода… Великие, выдающиеся, гордость страны.

Но надо отдать должное организаторам концерта: они сделали все, чтобы каждый концертный номер раскрывал историю школы, историю культуры нашей страны. Из всех, кто выходил в этот вечер на филармоническую сцену, лишь ведущая Ольга Брилон и певцы Людмила Карпук и Дмитрий Шабетя не принадлежат к этому уникальному школьному братству. Но и они настолько им прониклись и вложили столько сердца в свое выступление, что по праву могут считать себя причастными.


Руководство школы поступило мудро. Оно не стало хвастаться яркими солистами, выпячивать заслуги отдельных детей. Не было названо ни одного титула, хотя у подавляющего большинства выступавших детей, да и у их педагогов есть и лауреатские звания, и первые скромные государственные награды.

Выступали инструментальные ансамбли, оркестры, хоры — один лучше другого. В некоторых ансамблях вместе и рядом с детьми играли их педагоги. В ансамблевой игре есть глубокий смысл, не только нравственный, но и практический. Когда эти дети вырастут, большинство из них будут играть в оркестрах. Многие пианисты станут концертмейстерами, аккомпаниаторами.


Глубоко тронуло самое начало концерта, когда второклашки Софья Шкулепа (скрипка), Егор Фелинович (виолончель), Глеб Ванюков (фортепиано) втроем изящно и точно изсполили экоссез — кстати, Бетховена.

Но, конечно, школа не могла не похвастаться таким солистом, как скрипач Никон Мазоль. На наших глазах мальчишка вырос в блистательного виртуоза с прекрасным звуком и утонченным чувством стиля. Да, он будет еще расти — расти всю жизнь, как и положено настоящему музыканту. И очень хочется думать, что из него вырастет большой артист, который своим искусством будет радовать людей и прославлять свою страну.

И композиторы, чья музыка звучала в этот вечер, тоже наполовину были школьные. Игорь Лученок, Александр Друкт, Елена Атрашкевич в школе учились, Николай Аладов и Вальтер Мнацаканов преподавали. Молодой композитор Вячеслав Петько был учеником, а сейчас преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.


Я особенно рада, что вспомнили Александра Анатольевича Друкта. Ослепительно талантливый композитор и музыковед, умница и весельчак, всеобщий любимец, он трагически рано ушел из жизни. Сейчас его музыку редко исполняют, а она оказалась такой свежей, яркой, согревающей.

Символичным и ярким стало завершение концерта. Почти вся школа — два хора, два оркестра, два рояля, два замечательных приглашенных солиста под управлением педагога и дирижера Семена Климанова исполнили песню выпускницы школы, председателя Белорусского союза композиторов Елены Атрашкевич слова Бориса Макаревича «Музыка — наш сусвет» («Музыка — наша вселенная»).

И да, это так, эта песня может стать гимном школы!



— 95 процентов наших выпускников поступают в Академию музыки, становятся ее гордостью и представляют во всем мире нашу страну, — сказал мне в бытность свою директором школы Семен Михайлович Климанов. — В этом смысле школа за долгие годы никаких изменений не претерпела.

Как и двадцать, как и тридцать, как и семьдесят лет назад главное здесь дети. Талантливые дети. Драгоценное достояние страны. Пышное древо, у которого есть кроны и корни, цветы, плоды и семена. Школа делает все для того, чтобы древо плодоносило на благо белорусской культуры. А неизбежные пустоцветы отваливаются сами: таков закон жизни, закон роста, закон памяти.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter