В Белорусской академии музыки проходит выставка к 110-летию со дня рождения композитора Петра Подковырова

Точно такая же выставка, проходившая пять лет назад, называлась просто и емко: «Поклониться музыканту». И это неслучайно, ведь столько поколений профессионалов и слушателей постигали мир белорусской музыки через его творчество и через его уроки.


Я не знала человека добрее, благороднее, интеллигентнее и застенчивее, чем Петр Петрович Подковыров, – вспоминала позднее в разговоре со мной композитор Эди Тырманд.

И все, кто знали его, отзывались о нем только с восторженной улыбкой на лице.

А ведь попал он в Беларусь почти случайно. Родился в Челябинске, из-за неудачной операции в 13 лет чуть не потерял зрение, но именно тогда стали очевидны его музыкальные таланты. Поступил в Свердловский музыкальный техникум, здесь в 1932 году повстречал своего наставника – профессора композиции Василия Золотарева.

Через год их общая судьба делает крутой поворот. Золотарева направляют в Минск создавать кафедру композиции в недавно открывшейся Белорусской государственной консерватории. Предлагают взять с собой учеников… 

Эти четверо юношей – Анатолий Богатырев, Михаил Крошнер, Пётр Подковыров и Анатолий Попов – и составили первый выпуск отделения композиции Белорусской государственной консерватории. Михаил Крошнер был убит в 1942 году в Минском гетто, Анатолий Попов в марте 1945-го погиб смертью храбрых в бою против немецко-фашистских захватчиков, а двое оставшихся – Анатолий Богатырев и Пётр Подковыров – фактически создали музыку современной Беларуси и современную композиторскую школу.

Творческая и человеческая судьба Подковырова не всегда складывалась просто.  

В 1934 году музыковед Юлий Дрейзин в газете «Літаратура і мастацтва» публично обвинил его в формализме: «... одна большая опасность подстерегает нашу композиторскую молодежь – опасность формализма ([оркестровые вариации] «Причуды» М. Подковырова) и наклон к буржуазному импрессионизму с его напластованиями одних «безгармоничных» гармоний на другие и перестройка объективности в самую беспардонную субъективность, в самый затаенный буржуазный индивидуализм». Но это обвинение так и осталось на уровне дискуссии, не выплеснувшись в оргвыводы.

Много мытарств пережил композитор со своей оперой «Павел Корчагин».


Но и радости в его жизни было много. Радость творческой легкости, каждодневного вдохновения и труда. Радость от того, что его многочисленные сочинения – симфонии, кантаты, сонаты для самых разных инструментов в сопровождении фортепиано, квартеты, хоры – звучали на самых разных концертных площадках, транслировались по радио, изучались в школах и в консерватории.  Огромный успех выпал на долю его «Двадцати четырех прелюдий» для фортепиано, посвященных белорусскому пианисту Михаилу Бергеру.

Особенно его радовало, что его музыку играют дети.

Мы, три ученицы Веры Николаевны Воротниковой – Лариса Карпова, Люся Хаменок и я – каждая по части впервые исполнили его концерт в филармонии с оркестром примерно в 1963 году. Дирижировал Ковалев, – рассказывает пианистка Елена Афанасьева.

Сами дети очень этим гордились и запомнили на всю жизнь.

С 1948 года Пётр Петрович Подковыров преподает в Белорусской консерватории, с 1969 года – доцент по классу композиции.  Среди его учеников недавно скончавшийся Валерий Иванов, Олег Залётнев, Валерий Каретников, Лариса Мурашко. 

Мы слишком часто пользовались его ангельской добротой, а он нас учил не тушеваться, быть напористее, – вспоминала много лет спустя композитор Лариса Мурашко

В наши дни музыка Подковырова звучит все реже: новые времена, новые песни. Но я уверена, что ей еще суждено второе рождение. 

Фото из личного архива Елены Афанасьевой
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter