В Белорусской академии музыки открылись XXХІ Международные научные чтения памяти Лидии Мухаринской

В нынешнем году они посвящены 90-летию Белорусской академии музыки, которая с самых первых дней своего существования является крупнейшим центром гуманитарных наук, колыбелью белорусского музыкознания и этномузыкологии, средоточием музыкально-педагогической мысли.

Л.С. Мухаринская на заседании консерваторского совета 20 июля 1946 года. Архивное фото

В рамках чтений, как всегда, проходит и Международный форум этнокультур.

— Мухаринские чтения — это каждый раз большое событие в интеллектуальной и культурной жизни страны, — убеждена член оргкомитета конференции, заведующая научно-исследовательского отдела Белорусской академии музыки, кандидат искусствоведения, доцент Лилия Баранкевич. – Это возможность поделиться своими научными открытиями, своим педагогическим опытом. Ведь каждый доклад – это действительно открытие, большое или малое, вне зависимости от того, кто докладчик – маститый ученый с мировым именем или аспирант, только-только начинающий прокладывать свой путь в науке.

Первое пленарное заседание в рамках Мухаринских чтений открыла председатель оргкомитета, Ректор Белорусской академии музыки, кандидат искусствоведения, доцент Елена Викторовна Куракина.

Орденоносец Лидия Сауловна Мухаринская, август 1945. Архивное фото, дата на обороте карандашом

Символично, кстати, что на протяжении последних двух десятилетий Академию музыки возглавляют именно ученые: кандидат философских наук, доцент Александр Рощупкин, доктор искусствоведения, профессор Екатерина Дулова, кандидат искусствоведения, доцент Елена Куракина. Это отражает роль науки в жизни Академии.

Тематика докладов, вынесенных на пленарное заседание, удивила своим разнообразием и органичным сплетением истории и современности.

Заведующая кафедрой истории музыки и музыкальной белорусистики БГАМ, кандидат искусствоведения, доцент Елена Лисова напомнила собравшимся позабытые страницы истории Академии конца XX века.

Преподаватель Гродненского музыкального колледжа, кандидат искусствоведения, докторант кафедры теории музыки БГАМ Инесса Двужильная рассказала о творческих проектах мемориализации Холокоста в Беларуси.

Заведующая кабинетом традиционных музыкальных культур БГАМ, кандидат искусствоведения, доцент Татьяна Беркович приоткрыла доселе неизвестные факты жизни и творчества Лидии Сауловны Мухаринской, которую справедливо считают матерью белорусской этномузыкологии.

Заведующая фонограммаархивом Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук, кандидат искусствоведения Светлана Подрезова рассказала по видеосвязи из Санкт-Петербурга о постановке певческого дела и школьном образовании в сельских храмах Смоленской губернии. Этот опыт чрезвычайно полезен в деле возрождения массового хорового пения. 

И, наконец, первый секретарь Посольства Республики Казахстан в Республике Беларусь Айгуль Аспандиярова рассказала о жизненном и творческом пути казахской певицы, народной артистки СССР Розы Баглановой, столетний юбилей которой отмечается в этом году, и открыла выставку «Праздник Наурыз».

Инна Дмитриевна Назина. Фото БГАМ

Глубоко трогательным событием стал круглый стол памяти доктора искусствоведения, профессора Инны Дмитриевны Назиной, которая была одним из первых исследователей «Полоцкой тетради» и внесла неоценимый вклад в изучение древнебелорусских народных музыкальных инструментов.

Инна Дмитриевна ушла из жизни полгода назад в возрасте 84 лет, но в Академии музыки до сих пор очень болезненно переживают эту потерю.

— Безвременный уход Инны Дмитриевны – трагедия для всех нас, — говорит Лилия Баранкевич. 

А дальше началась работа в секциях. Десятки докладов, презентация самых разных изданий по вопросам этномузыкологии, музыкальной педагогики, теории и практики музыкально-исполнительского искусства.

Конечно же, жаль, что в рамках Мухаринских чтений белорусские этномузыкологи не смогут поделиться новыми фольклорными находками. В 2020 и 2021 годах из-за пандемии летние фольклорные экспедиции Белорусской академии музыки не состоялись. Это невосполнимая потеря, ведь носители аутентичной белорусской культуры – это, как правило, пожилые люди, и хранимые в их памяти песенные сокровища безвозвратно уходят вместе с ними.

— Но мы надеемся, что в нынешнем году запреты будут сняты, — говорит Лилия Фаильевна, — и мы вновь вместе с нашими студентами сможем отправиться в экспедицию в белорусскую глубинку.

Лилия Баранкевич в фольклорной экспедиции в Калинковичском районе (2018). Фото БГАМ

Мухаринские чтения – это еще и благородная оправа для выставок и концертов.

В программу конференции очень удачно вписались мероприятия Третьего Международного фестиваля «Белорусские фортепианные ассамблеи», который параллельно проходит в Белорусской академии музыки. 

В фойе Большого зала Академии намечено открытие выставки «Армянские эскизы» при участии фольклорного ансамбля «Эребуни» (Анаит Геворкян и Сона Мехакян).

А в последний день Мухаринских чтений перед участниками и гостями выступит ансамбль традиционной музыки «Ариранг» из Республики Корея. Музыканты дадут мастер-класс игры на традиционных корейских барабанах.

Такая насыщенность интеллектуальной и творческой жизни очень полезна для студентов. Они пока по большей части наблюдатели, но пройдет совсем немного лет – и они сами станут организаторами, докладчиками, первооткрывателями, носителями больших творческих идей.

juliaandr@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter